a_str: (Default)
a_str ([personal profile] a_str) wrote2014-01-20 03:33 am

об утрате пространства дружбы

Некоторое время назад я случайно наткнулся на интервью, взятое у героини "Набережной неисцелимых" - той, которой полон текст и чье имя ни разу не названо. Познакомились они еще в России, поэт и венецианка, вроде бы вполне понравились друг другу, и вроде бы к ней он помчался в Венецию с первой же существенной суммы денег. И через неделю она, если верить интервью, спустила его с лестницы. Потому что каждое утро начиналось с того, что уже хмельной Бродский кричал под ее окном непристойности, объявляя на всю Венецию, что желает эту женщину, несмотря на ее счастливое замужество.
Я читал интервью и думал - эх, похоже, что гениальный поэт профукал потрясающую дружбу. От стеснения он наседал на нее грубее, чем позволяло чувство юмора, или от самоуверенности - это уже совершенно неважно. Самое главное то, что они могли бы вместе провести множество часов в городе, в который были влюблены оба, да еще и за пищей богов: за разговором с умным и яростным собеседником. А вместо этого - неудачный роман, нечто жалкое и глупое, лопнувший шарик.

Два дня назад Тигра, по следам некоторых разговоров, сказала мне: если выражать мысль "как же вы задолбали со своим призраком того, что все вокруг всех хотят" более развернуто и менее эмоционально, то можно сказать вот что.
У людей, которые привыкли относиться к дружбе и приключениям как к очень большой ценности, вся эта истерия вокруг полов и хотения отнимает пространство, свободное от секса. Было множество ниш, в которых мог находиться человек, не очень-то заинтересованный в сексе или заинтересованный в чем-то другом гораздо больше, чем в сексе. Теперь этих ниш нет. Андерсен - педофил, Холмс и Ватсон - однополая пара, о вожатом отряда скаутов подумать страшно, не говоря уже о судах дальнего плаванья.
Секс - венец всего. Раньше была увлеченность любимым делом, азарт раскрытия тайн и загадок, всевозможных открытий и приключений, да просто удовольствие поговорить так, что небу жарко станет. Сейчас все это ничто рядом с гипотетическим сексом.
Все хотят всех. Дружбы не существует, любви к детям - не к своим, а к детям вообще - не существует, любимого дела не существует, открытий и приключений - тем более. Человеком руководит исключительно желание спариваться со всем, что движется.
Причем, что самое интересное, именно спариваться. Ни о создании семьи, ни о рождении детей речи не идет. Социальная значимость семьи падает, семья в своем старом виде явно уходит в прошлое, и поборники "классической" семьи часто и громко говорят об угрозе педофилии и однополых браков. Но приводит это в итоге не к укреплению семьи, а к уничтожению пространства, лишенного секса. К разрушению института дружбы. Удивительный и горестный результат.

Тигра, сказал я, это нужно записать. Не хочу, сказала Тигра, слишком вероятен холивар.
Тогда это запишу я, сказал я. Потому что такие вещи нужно произносить вслух. Нужно ставить палец - сейчас вот так, отдавайте, люди, себе в этом отчет.

Не знаю, почему так получилось. То ли действительно, потому, что продолжительный мир (то есть невостребованность мужчины-воина) плюс изобилие пустой информации, спама, которое приобрело гигантские масштабы, привело к тому, что человек начал возвращаться к "травоядным" инстинктам: чуть что - паника, любой шорох в траве следует воспринимать как угрозу, поэтому действуй так, как действует тот, кто находится рядом с тобой. То есть социальное поведение заняло ту нишу, в которой раньше была информация. Раньше же как: постарайся получить информацию первым. Теперь - получив информацию, постарайся по поведению ближнего понять, что она означает. И всегда паникуй. Это всегда спасает.
То ли, может быть, потому, что теперь вдруг считается, будто оргазм - это самое грандиозное переживание, которое может получить человек. И поэтому следует стремиться достигать именно его.
Я не знаю, почему.
Но есть все шансы на этой ерунде профукать потрясающую дружбу. Не говоря уже о приключениях.

[identity profile] yozhyk.livejournal.com 2014-01-20 09:25 am (UTC)(link)
Дружба, имхо, не появляется сама по себе - нужно предпринимать какие-то усилия, чтобы понять другого человека, а, возможно, помочь ему; нужно культивировать общие интересы и т.д.
И во все времена были люди, которые умели дружить, и те, которые не умели, которым было лень и т.д. Ведь гораздо проще развесить ярлыки на те явления, которых не понимаешь. А потом вывесить эти ярлыки в сеть - смотришь, прослывешь за умного, найдя отклик у таких же, непонимающих.

Вася говорит: "Я люблю свою работу". А Петя, который ходит на работу только потому, что ему платят какие-то деньги, воспринимает сказанное через собственное восприяние, через свою работу: ну, как можно любить эту тупую, неинтересную, грязную (ну, и т.д.) работу? Это - невозможно, значит, Вася лжет.

То же и с дружбой, с любовью к детям. Ну, нет у человека такого опыта. Все представление о дружбе исчерпывается либо детством, либо собутыльничеством. А дети (чужие) - это вообще какие-то непонятные существа, которые только и думают о том, чтобы напакостить взрослым, все порвать-поломать - ну, как их можно любить? Вот и :(

[identity profile] feodora-ella.livejournal.com 2014-01-20 09:30 am (UTC)(link)
И во всём этом ещё появился крутой замес страха. Да, теперь мы бдительны и, возможно, кого-то спасём от педофилов и ещё бог знает какой опасности. Но всех остальных мы этим лишили столького, что даже страшно об этом задумываться. В фильме "Учитель на замену" есть сцена, где герой Эдриана Броуди отшатывается от ученицы, которая хочет его обнять. И в этот момент девочка утрачивает, как мне кажется, то последнее, что могло бы её спасти, что дало бы ей шанс выплыть из бездны именно тогда, и остаться жить. Страх -страшнее всего. И им убито так много, что самое время начинать грести в обратном направлении. Спасибо вам за повод вспомнить об этом снова.

[identity profile] kaktus-mama.livejournal.com 2014-01-20 09:31 am (UTC)(link)
Вот - да, да, и ещё раз - да! Согласна всеми лапами!
Давно уже бешусь из-за этого. Почему , когда я упоминаю про своего друга (мужчину), у собеседников на физиономиях появляется этакая понимающая ухмылочка? (к счастью, не у тех, кто меня хорошо знает) Да, мы ПРОСТО друзья, мы ПРОСТО интересны друг другу (и так, между прочим: он мне вполне годится в сыновья, и у нас обоих - прекрасные семьи). Почему, если мы с подругой не виделись больше года и радостно обнимаемся при встрече, я вижу у проходящих (опять же - к счастью, не у всех!) либо такие же ухмылочки, либо гадливость? Я даже доказывать не буду никому ничего - глупо...
Каждый, конечно, понимает в меру своей испорченности, но грустно, что такие дурацкие мысли приходят теперь в голову даже тем, кто лет 10-20 назад даже не увидел бы в этом ничего похожего... И уже поневоле тоже оглядываешься: как бы не заподозрили в чём-нибудь "этаком"! Дружба с оглядкой - как-то плохо получается...

[identity profile] bouzyges.livejournal.com 2014-01-20 09:51 am (UTC)(link)
Я прошу прощения, комментарий недолжно-фамильярно прозвучал. Просто действительно картина выглядит несколько юно-гормонально.

[identity profile] -sirano-.livejournal.com 2014-01-20 10:05 am (UTC)(link)
Примерно понятно почему. Секс долгое время табуировался. И сейчас, частично, тоже. И соответсвующая энергия запасалась веками как в зажимаемой пружине. Сейчас эта пружина начала разжиматься. Когда разожмется полностью, и секс перестанет быть чем-то особенным, чего не надо добиваться и на что не надо тратить энергию, все придет к естественному состоянию - опять будет и дружба и все остальное.

[identity profile] abigaille-i.livejournal.com 2014-01-20 10:20 am (UTC)(link)
Как правильно сказано!!! Можно перепостить у себя?

[identity profile] salut.livejournal.com 2014-01-20 10:35 am (UTC)(link)
И никто не комментирует, потому что либо вероятен холивар, либо ппкс.
Потому что никто не знает, почему оно.
И я не знаю.
Мше кажется это потому, что любые человеческие отношения, включая любовь-семью-близость вообще в любом виде, стали настолько затратными по ресурсу, не в последнюю очередь из-за слишком пристального к ним внимания с целью создания управляемых рекламных суррогатов - что люди пытаются от них отказаться. Из прайда-стаи-семьи-общины уходят в одиночки-шатуны. А в этом случае оргазм действительно наиболее яркое переживание, котороеможно получить об другого человека, на уровне с оргазмом эмоциональным, от мозгоебства.
Вот отсюда и идея, что других людей можно или хотеть или иметь любым другим способом.

[identity profile] s0no.livejournal.com 2014-01-20 10:49 am (UTC)(link)
Какая прекрасная формулировка: отнимает пространство, свободное от секса. Кручу эту фразу в уме и наслаждаюсь. Тигра просто молодец, так точно ухватить суть и выразить в нескольких словах не каждому дано.

[identity profile] mary-joe.livejournal.com 2014-01-20 10:53 am (UTC)(link)
Абсолютно точно.

Хорошо хоть, об этом стали писать. Читала похожие мысли у таких непохожих людей, как у Чингизида и Соколова-Митрича.

[identity profile] yarila.livejournal.com 2014-01-20 10:59 am (UTC)(link)
как вы точно сказали! совершенно выразили и мои ощущения в последнее время. но, кажется, и сиеипройдёт. хотя это, к сожалению, тенденция времени, а не просто очередная истерия.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2014-01-20 12:10 pm (UTC)(link)
да, пожалуйста:
http://www.rg.ru/2010/01/28/brodski.html

[identity profile] a-str.livejournal.com 2014-01-20 12:11 pm (UTC)(link)
вы говорите очень страшную вещь. хотя, скорее всего, правдивую.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2014-01-20 12:14 pm (UTC)(link)
да, может быть и так.
я действительно не знаю, почему, у меня нет устоявшегося ответа, надо, видимо, смотреть еще лет пять.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2014-01-20 12:16 pm (UTC)(link)
я думаю, у каждого из нас есть выборка людей, с которыми нам комфортно.
и я думаю, что она гораздо, гораздо меньше той, в которой не-комфортно. не знаю, можно ли это считать "определенной выборкой".

[identity profile] a-str.livejournal.com 2014-01-20 12:17 pm (UTC)(link)
во всяком случае, идея "ни за что не старей, стареют только лузеры" действительно очень уже давит, это правда.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2014-01-20 12:17 pm (UTC)(link)
да, пожалуйста.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2014-01-20 12:22 pm (UTC)(link)
кажется, я именно об этом.
то есть в рамках дружбы сидеть обнявшись уже нельзя?
(я понимаю, что оно совсем о другом. но дело в том, что да, секс - это половой акт. а сидеть обнявшись - это любовь. и то, что одно прекрасным образом означает другое, меняет оба понятия.)

[identity profile] a-str.livejournal.com 2014-01-20 12:24 pm (UTC)(link)
это неправда, что они исчезли. способов добычи адреналина - масса.
мой хороший знакомый - в абсолютно мирное время - пошел обучаться на спасателя, прямо сейчас. носится по лесам с собаками, ищет заблудившихся.
вопрос в индивидуальности. в том, насколько решаешь, каким будешь. или пускаешь это на самотек и откуп рекламе. и соседу-зебре.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2014-01-20 12:30 pm (UTC)(link)
в том-то и дело, что население Земли - это не только "мы".
то, что я здесь делаю, ради чего я делаю такие записи (и не только я) - это совершенно сознательное противостояние массмедиа.
потому что иначе ничего, кроме их голосов, не будет. а должна быть альтернатива, и я могу ее предоставить хотя бы иногда.

и потому что иначе я буду писать под глубоким замком для друзей - мне и так будет хорошо.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2014-01-20 12:32 pm (UTC)(link)
я тоже думаю, что это отчасти маятник.
и, будем надеяться, действительно успокоится со временем.
но изменения в социуме действительно очень существенные, они если и не останутся в полной мере, то в какой-то все же останутся.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2014-01-20 12:39 pm (UTC)(link)
хм. то есть получается вот что: привыкнув к обилию ложной информации, человек любую информацию о чужом опыте прежде всего воспринимает как ложную?
и если совпадений со своим опытом нет (а он еще как может быть небогат) - эта информация отбрасывается?

это очень интересный поворот, спасибо за него.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2014-01-20 12:40 pm (UTC)(link)
мера испорченности изменилась, да. а казалось бы - борьба за ценности.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2014-01-20 12:41 pm (UTC)(link)
нет, все в рамках :)
и да, выглядит. косметологи в моде нынче.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2014-01-20 12:43 pm (UTC)(link)
очень спорно, по-моему.
сексуальная революция произошла довольно давно. и отгремела, и все вошло в колею. это какой-то новый виток, с другими предпосылками.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2014-01-20 12:44 pm (UTC)(link)
да, пожалуйста.

Page 2 of 10