a_str: (Default)
a_str ([personal profile] a_str) wrote2014-01-20 03:33 am

об утрате пространства дружбы

Некоторое время назад я случайно наткнулся на интервью, взятое у героини "Набережной неисцелимых" - той, которой полон текст и чье имя ни разу не названо. Познакомились они еще в России, поэт и венецианка, вроде бы вполне понравились друг другу, и вроде бы к ней он помчался в Венецию с первой же существенной суммы денег. И через неделю она, если верить интервью, спустила его с лестницы. Потому что каждое утро начиналось с того, что уже хмельной Бродский кричал под ее окном непристойности, объявляя на всю Венецию, что желает эту женщину, несмотря на ее счастливое замужество.
Я читал интервью и думал - эх, похоже, что гениальный поэт профукал потрясающую дружбу. От стеснения он наседал на нее грубее, чем позволяло чувство юмора, или от самоуверенности - это уже совершенно неважно. Самое главное то, что они могли бы вместе провести множество часов в городе, в который были влюблены оба, да еще и за пищей богов: за разговором с умным и яростным собеседником. А вместо этого - неудачный роман, нечто жалкое и глупое, лопнувший шарик.

Два дня назад Тигра, по следам некоторых разговоров, сказала мне: если выражать мысль "как же вы задолбали со своим призраком того, что все вокруг всех хотят" более развернуто и менее эмоционально, то можно сказать вот что.
У людей, которые привыкли относиться к дружбе и приключениям как к очень большой ценности, вся эта истерия вокруг полов и хотения отнимает пространство, свободное от секса. Было множество ниш, в которых мог находиться человек, не очень-то заинтересованный в сексе или заинтересованный в чем-то другом гораздо больше, чем в сексе. Теперь этих ниш нет. Андерсен - педофил, Холмс и Ватсон - однополая пара, о вожатом отряда скаутов подумать страшно, не говоря уже о судах дальнего плаванья.
Секс - венец всего. Раньше была увлеченность любимым делом, азарт раскрытия тайн и загадок, всевозможных открытий и приключений, да просто удовольствие поговорить так, что небу жарко станет. Сейчас все это ничто рядом с гипотетическим сексом.
Все хотят всех. Дружбы не существует, любви к детям - не к своим, а к детям вообще - не существует, любимого дела не существует, открытий и приключений - тем более. Человеком руководит исключительно желание спариваться со всем, что движется.
Причем, что самое интересное, именно спариваться. Ни о создании семьи, ни о рождении детей речи не идет. Социальная значимость семьи падает, семья в своем старом виде явно уходит в прошлое, и поборники "классической" семьи часто и громко говорят об угрозе педофилии и однополых браков. Но приводит это в итоге не к укреплению семьи, а к уничтожению пространства, лишенного секса. К разрушению института дружбы. Удивительный и горестный результат.

Тигра, сказал я, это нужно записать. Не хочу, сказала Тигра, слишком вероятен холивар.
Тогда это запишу я, сказал я. Потому что такие вещи нужно произносить вслух. Нужно ставить палец - сейчас вот так, отдавайте, люди, себе в этом отчет.

Не знаю, почему так получилось. То ли действительно, потому, что продолжительный мир (то есть невостребованность мужчины-воина) плюс изобилие пустой информации, спама, которое приобрело гигантские масштабы, привело к тому, что человек начал возвращаться к "травоядным" инстинктам: чуть что - паника, любой шорох в траве следует воспринимать как угрозу, поэтому действуй так, как действует тот, кто находится рядом с тобой. То есть социальное поведение заняло ту нишу, в которой раньше была информация. Раньше же как: постарайся получить информацию первым. Теперь - получив информацию, постарайся по поведению ближнего понять, что она означает. И всегда паникуй. Это всегда спасает.
То ли, может быть, потому, что теперь вдруг считается, будто оргазм - это самое грандиозное переживание, которое может получить человек. И поэтому следует стремиться достигать именно его.
Я не знаю, почему.
Но есть все шансы на этой ерунде профукать потрясающую дружбу. Не говоря уже о приключениях.

[identity profile] pechkin.livejournal.com 2014-01-20 05:18 pm (UTC)(link)
Ну, собственно говоря, с этим и воюют последние сорок-пятьдесят лет. В этом один из смыслов сексуальной революции: чтобы не надо было меняться ради секса. Стакан воды: чего меняться-то, подумаешь.

Но, может быть, изначально такого смысла не вкладывали, и это побочный эффект.

[identity profile] robert-myname.livejournal.com 2014-01-20 05:19 pm (UTC)(link)
Это уже хорошо сформулировали:
Это такой обратный карго-культ - вера в то, что у белых людей самолеты тоже из соломы и навоза, но они ловчее притворяются. А мы, чистые душой аборигены, не так талантливо притворяемся, и в этом тоже есть отдельная гордость. Религия эта особенно распространена среди руководства - им тоже лестно быть циничными и не верить в самолеты и тушенку - не бывает никакой тушенки, там та же нарезанная человечина, как у нас в Томском вытрезвителе изготовляют. (http://users.livejournal.com/_niece/126963.html)

[identity profile] a-str.livejournal.com 2014-01-20 05:20 pm (UTC)(link)
я понимаю, что мой голос здесь очень индивидуален, но вот тут остается только заплакать над жизнью своей безобразной, потому что на выставку эшера я пойду с тем, кому интересен эшер, а не секс со мной :)
многократно подтверждалось опытным путем :)

[identity profile] -sirano-.livejournal.com 2014-01-20 05:31 pm (UTC)(link)
Ну, конечно, предполагались остальные условия равными :)

[identity profile] sampo-jolff.livejournal.com 2014-01-20 05:35 pm (UTC)(link)
Если воспринимать партнера не как душу, личность и т.д., а как тело, об которое можно добиться удовольствия, то ниоткуда вылезать и не надо. Ну, то есть, задействовано в добывании взаимности (телесной) будет опять же тело. И вести оно себя будет в рамках, которые диктует инстинкт. То есть, потреблять.
А душа добывающего так и останется незадействованной -- и невостребованной.

[identity profile] zanudka.livejournal.com 2014-01-20 05:51 pm (UTC)(link)
Секс, еда и страх были всегда, и всегда были люди, которые учились не быть у них в рабстве. Я не думаю, что сейчас пропорция изменилась к худшему. Изменился способ промывания мозгов, но само промывание было всегда.

Если читать новости, всё выглядит гораздо хуже, чем если просто идти по улице. Новостные агентства заинтересованы в привлечении внимания, они аккуратно отбирают всё самое странное, неприятное и шокирующее. Вопрос в том, изменяется ли ситуация на улице? Становится ли она со временем более похожей на то, что показывают в новостях?

[identity profile] pta-ipm.livejournal.com 2014-01-20 06:06 pm (UTC)(link)
а я в последнее время стала опасаться сказать студентке или студенту что-то хорошее про внешность или одежду - не дай бог, подумают, что я с сексуальным подтекстом.

[identity profile] reanstrain.livejournal.com 2014-01-20 06:53 pm (UTC)(link)
во. про изменившуюся меру испорченности же: когда я иронизирую, что «распустились все, удержу не знают» (в том числе с фанфикшенами своими, в которых сношают всех подряд), мне говорят, что я ханжа и запрещаю людям дышать и мыслить свободно. (

[identity profile] alexjourba.livejournal.com 2014-01-20 07:01 pm (UTC)(link)
Я думаю, что Бродский по-другому не мог)

Сведение всего сложного спектра человеческих отношений к идее "он делает это потому, что хочет секса" - иллюстрирует тренд к упрощению, сведение жизни в схему, "понятную и дебилу".

Ну и да, соглашусь с идеей о "монетизации" секс понимается (где-то и как-то) как взаимообмен, из чего выводится ложный тезис о том, что человек не может действовать из своих собственных побуждений не ожидая ничего взамен - безусловные действия не регулируются - поэтому пугают (как например бесконтрольный краудфайндинг) а раз пугают, значит должны быть исключены из практики - значит имеет смысл в качестве основной мотивации человека к действию всегда рассматривать секс.

Плохо не то, что такая идея циркулирует в обществе (он была всегда), плохо то, что те люди, чьи побуждения к общению и сотрудничеству изначально были сложными и безусловными - попадая под давление тезиса "все есть секс" отказываются от своей нетривиальности ради собственной же безопасности и принятия в обществе. То есть - начинают, несколько натужно, искать секс там, где без "общественного прессинга" никогда бы о сексе не подумали.

[identity profile] hollander.livejournal.com 2014-01-20 07:58 pm (UTC)(link)
Знаете, здесь в комментариях вскользь упомянули еще два аспекта.
Во-первых, секс как статус (стареют только лузеры, etc). И как статус, важен не факт его наличия, а факт его демонстрации. В сути же - сведение всех качеств к одному знаменателю или эквиваленту. Тут у секса с деньгами конкуренция.
Во-вторых, я не сторонник конспирологических теорий, но спорить о том, что у секса одна из мощнейших энергий глупо, все-таки один из древнейших инстинков в деле. Следовательно, используя его как ширму или приманку, можно маскировать практически что угодно, армия троянских лошадок завистливо наблюдает в сторонке за взрослыми играми.
В данном случае, просто фиксирую эти аспекты, не вдаваясь кто, откуда и почему. С другой стороны, вполне возможно, что это восприятие человека выросшего в СССР, сейчас у молодых наблюдаю более трезвое и прагматичное отношение к сексу, чем было у меня в их годы. Но у меня слишком малая выборка, чтобы делать выводы :)
В любом случае, спасибо.

[identity profile] chingizid.livejournal.com 2014-01-20 07:59 pm (UTC)(link)
вот и мне воспитание не позволяет молчать.

качества, о которых речь, никуда не исчезли, ты прав. знаешь, что ушло? вектор общего стремления к ним. когда среднестатистический человек-слаб не может быть таким, но понимает, что надо. и хотя бы в какие-то моменты стремится побыть таким "как надо", "как правильно". и трындит об этом больше, чем делает, потому что знает: "этим" хвастаются. и хорошо, что трындит: закрепляет и преумножает идеалы на своем участке.
а теперь об этом молчат (говорят в узком кругу). потому что - ну прям стыдно. взрослые же люди.

и еще момент: по мере развития информационных технологий на порядки и порядки возросло количество лжи. не верить разговорам об условно "возвышенном" проще и приятней, чем не верить рекламе майонеза. потому что майонез вкусненький, а идеалы трудненькие. так удобно.
вот еще и поэтому нельзя молчать нам. мы умеем говорить правду не просто красиво, а насильственно втрамбовывая ее в подкорку (некоторую, выборочную. но все равно дело.)

раньше были идеологи. мы, вероятно, идеалоги. такая работа. собачья, но самая нужная сейчас на земле.
потому что и грядущую чуму все еще теоретически можно отменить, повернув вектор развития.

[identity profile] anoriel.livejournal.com 2014-01-20 08:01 pm (UTC)(link)
Браво. Спасибо. Вы не против, если я утащу это текст в дайри, со ссылкой, разумеется?
Edited 2014-01-20 20:04 (UTC)

[identity profile] jaljustrelka.livejournal.com 2014-01-20 08:16 pm (UTC)(link)
Спасибо!

[identity profile] robert-myname.livejournal.com 2014-01-20 08:54 pm (UTC)(link)
Знаете, "мир личного оружия и личной чести" - что Венеция Ромео и Джульеты, что Париж д'Артаньяна - был очень неприятным местом. Ибо необходимость защищать свою честь человеку могли навязать в любой момент и по любому пустяку, и невозможно было уйти от этого. Аналогом этого ада сегодня является судебная система, где на тебя может подать иск кто угодно - и придется с адвокатом доказывать, что ты не верблюд. Интересно, удастся ли кому когда так романтизировать эти судебные дрязги так, как Шекспиру и Дюма удалось романтизировать ту поножовщину. Хотя... уже есть и Пэрри Мэйсон, и мюзикл "Чикаго", и записки Дэль (http://ikadell.livejournal.com/tag/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%20%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82).

Просто закончился тот краткий период, когда ценности думающего человека: дружба, великодушие, самоотдача в любимой работе совпадали с дозволенными темами курирующей русскоязычное информационное пространство советской идеологии. Именно в этот период рыцарь был непременно благородный (по крайней мере для тех, кому "Стрелы Робин Гуда" с песнями Высоцкого запомнились лучше, чем "Янки при дворе короля Артура"), WWII была народная и священная с настоящей боевой дружбой (если верить советскому кинематографу), и т.д.

Так что сегодня задача достойного человека - это, обнаружив другого достойного человека, строить с ним эти самые достойные отношения, но уже без идеологической "крыши". Задача трудная, но более исполнимая, чем умереть от старости в Венеции Шекспира и Париже Дюма.

[identity profile] jungehexe.livejournal.com 2014-01-20 09:04 pm (UTC)(link)
ну вроде уже почти все сказали, под очень многими комментариями так и хочется подписаться..
но я наверное повторю уже сказанное на первой странице
при том, что на уровне восприятия а ля "что происходит в мире" у меня точно такое же ощущение как в посте, эмпирически воспринятый мир строится от обратного. Секс есть только в рамках отношений, куча хороших парней не может найти себе девчонку, семейность это норма... дружба, в том числе и семьями тоже норма...

[identity profile] a-str.livejournal.com 2014-01-20 09:21 pm (UTC)(link)
аннулируется передача опыта, или, во всяком случае, нивелируется.
вот действительно интересно, как человек будет вылезать из этой ловушки.

но, кстати, есть неплохое из этого следствие, если подумать. (наряду с массой не слишком хороших.)
если учитывать резко возросшую популярность психотерапии, человек явно начал с большим вниманием относиться к личному опыту.
мне, правда, до сих пор не приходило в голову связать это с обилием ложной информации извне.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2014-01-20 09:24 pm (UTC)(link)
ох, я очень рассчитываю, что это противоречие постепенно научит людей думать и сравнивать.

[identity profile] pechkin.livejournal.com 2014-01-20 09:26 pm (UTC)(link)
К личному опыту, мне кажется, никто не относится пренебрежительно. К чужому опыту некоторые начинают относиться с большим вниманием, и от этого польза. Вот я тебя читаю, например, и на ус мотаю, а лет, скажем, 15 назад я себе и представить такого не мог. Повзрослел, повезло.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2014-01-20 09:26 pm (UTC)(link)
ага.
но ведь самое-то интересное, что сейчас как раз именно что задействование души пытаются сводить к сексу. двое делают вместе интереснейшее дело - ага, они, конечно же, и любовники.
вот любопытно, во что это все в итоге выльется лет через пятьдесят.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2014-01-20 09:28 pm (UTC)(link)
ушла однозначная фигура, да. воины - это же было сословие. равно как и аристократия.

мне очень нравится определение "идеалог". я согласен :)
еще я романтик и вообще художник :)

[identity profile] pechkin.livejournal.com 2014-01-20 09:34 pm (UTC)(link)
Да, еще раз подумал по дороге с работы, что оргазм можно посчитать, в отличие от дружбы или музыки. Есть четкий количественный показатель.

Или чем страх. Исчислимым пределом страха сделали смерть, исчислимым пределом любви - оргазм.

Интересно, торговля индульгенциями когда-то наводила на такие же мысли? Тоже ведь грех оцифровали и монетизировали.

Да, точно, мы не первые с этой проблемой: "милости хочу, а не жертвы" давно уже пророк говорил, тоже ему не нравилось, что все стало счетным.

[identity profile] ananas-raz.livejournal.com 2014-01-20 09:41 pm (UTC)(link)
Ах, хорошо сказали. А я тоскую об утрате достойного одиночества. Все эти купчихи, сыщики, фабриканты, рекрутские жёнки, уездные доктора. Они были одиноки по-человечески. Если они и вызывали сочувствие, то только к этой, человеческой составляющей. А сейчас одинокий человек - это особь без пары. Он вызывает беспокойство и должен как-то демонстрировать свою нормальность. Отчитываться о походах к девочкам. Иначе, кто его знает, что у него на уме? А вдруг маниак?
Это часть той же проблемы, которую вы описали.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2014-01-20 09:42 pm (UTC)(link)
гм. во-первых, я ни слова не сказал о том, что я за возвращение дуэльного кодекса. я сказал, что архетип человека с личным оружием перестал быть весомой составляющей социума.
я не сказал, что это хорошо, я не сказал, что это плохо. я констатировал факт.
разбираться в том, насколько я знаю историю формирования воинского сословия и того, во что это вылилось в эпоху барокко, мы здесь не будем.

и я совсем не исключительно о русскоязычном пространстве. то, что мной здесь описано, происходит во всем мире.

и я не считаю идеологической крышей древнейшие традиции дружбы, побратимства, милосердия и увлеченности общим делом. вы так и сказки в идеологическую крышу запишете, знаете ли.
и я очень рассчитываю, что у человека всегда будут эти традиции. и сказки будут рассказываться всегда. и ничуть не менее достойная задача достойного человека - рассказывать эти самые сказки, то есть подводить идеологическую крышу, если угодно.

[identity profile] pechkin.livejournal.com 2014-01-20 09:45 pm (UTC)(link)
А еще мир ларьков у метро при Ельцине - туда кто-нибудь хочет вернуться?

[identity profile] a-str.livejournal.com 2014-01-20 09:46 pm (UTC)(link)
я тоже думаю, что Бродский по-другому не мог. но когда читал интервью, подумал именно это, и с этой мысли было хорошо начать.

и собственно, ради этого здесь все и: ради поддержки идеи нетривиальности каждого. я лицо заинтересованное, у меня очень много на нетривиальности основано. практически, вся картина мира.

Page 4 of 10