a_str: (Default)
a_str ([personal profile] a_str) wrote2012-09-01 01:09 am

о решениях и формулировках (записанный разговор)

Шли по парку, говорили.
- Вот странность, - сказал я, - я неоднократно наблюдал, как человек создает чеканную, блестящую формулировку, после чего поступает так, как будто не он три дня назад сформулировал правило практически всей своей жизни.
- Тебе это странно? - сказал мой спутник.
- Ну да.
- Но ведь это общечеловеческое - формулировка не есть решение.
Я даже остановился.
- Как это может быть, - сказал я. - А зачем еще формулировать?
Мы сели на макушке холма, свернули сигареты, закурили, и только тогда мой спутник ответил.
- Ради болтовни, например. Ради самой красоты формулировки. Люди очень редко пользуются формулировками как решением. Это качественный скачок, он совершенно необязателен. Смотри, я могу сейчас сказать: вот был бы кайф, если бы все лисы в округе были зелеными!
Он повел широки жестом, охватывая округу: свежескошенные луга, редкие острова деревьев. Я представил себе среди этого темно-зеленых лис. С белыми кончиками хвостов, конечно.
- Но они же не станут от этого зелеными, верно? Это и есть болтовня.
Я помотал головой.
- Нет, у меня все было бы иначе. Я бы поймал одну лису, выкрасил бы ее в зеленый цвет и посмотрел бы, хорошо ли это. И если бы это было хорошо - то да, вот был бы кайф, если бы все, потому что так и есть.
- Это значит, что у тебя сначала идет действие, а потом формулировка.
- Ну да. Все мои формулировки сделаны постфактум, на основе уже отработанного опыта.
- У людей не так. Они забывают свои формулировки через семь минут. Они находят код - и забывают его, просто не успевают сделать руководство к действию, у них нет связи между формулировкой и действием. Не щелкает.
Я подумал: интересно, поэтому они считают, что можно чувствовать одно, говорить другое, а делать при этом - третье? Нет, не лгать, направленно лгать - это совсем другое. А действительно не иметь связи между тем, что чувствуешь, думаешь и делаешь?
Мы докурили, спустились с холма, разговор перескочил на что-то другое.
А в кустах скрылся белый кончик лисьего хвоста. Рыжего, конечно. Нечего тут распоряжаться в чужом парке.


P.S. Текст текстом, а я хочу спросить, вот как спросил уже - а как у вас? Появляется вдруг - в голове или приходит извне - четкое понимание, что именно нужно. Или как именно нужно. Или даже не очень четкое. Вот, к примеру, прочли вы где-то про те самые 7 тысяч часов. Что-то, о чем вы точно знаете - оно сработает, причем с большой вероятностью - именно у вас. Хотя и само по себе красиво.
Что будет дальше? Расскажите, если можете.

This entry was originally posted at http://a-str.dreamwidth.org/501764.html. Please comment there using OpenID.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 06:35 pm (UTC)(link)
вот интересно, это как-то связано, скажем, с логическим или артистическим складом ума? никогда не задумывался.
мне тоже нужно сначала "набрать материал", а потом уже смотреть, на что он годен.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 06:36 pm (UTC)(link)
угу, понятно.
но, кстати, по-моему, записывать помогает ВСЕГДА. вот этот разговор я записал-то в начале лета. и не восстановил бы, если бы не запись.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 06:37 pm (UTC)(link)
хороший ответ получился, не мне,ну да ладно, все равно хорошо :)

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 06:39 pm (UTC)(link)
понятно, спасибо :)
нет, если у меня есть результат и я не могу его отменить (а я часто и долго пытаюсь), то я уж не забуду.
обычно мне эти результаты такой кровью даются, что уж не забудешь такое :)

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 06:40 pm (UTC)(link)
да, хорошо. день покой, два покой. а что вы делаете дальше с полученным пониманием, как оно устроено?

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 06:41 pm (UTC)(link)
хм, вот с последним утверждением я не согласен :)
еще как принадлежит, любому желающему.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 06:43 pm (UTC)(link)
да, про вас-то я как раз знаю :) много раз наблюдал :)
вообще - это, кажется, в принципе свойство Д определенного склада, качественный скачок сначала головы, а потом, много позже уже тела. зато когда уж воссоединятся, то все, навсегда. никакой откат не страшен.

[identity profile] kozharik.livejournal.com 2012-09-01 07:04 pm (UTC)(link)
так уж и не вам ответ? так и вопрос не совсем мне.
не хотите-не берите, а вопрос отличный и ответ ничего.
:-)

[identity profile] strela-mira.livejournal.com 2012-09-01 07:09 pm (UTC)(link)
сама, специально, ничего не делаю.
но произошедшее влияет на моё поведение, каким-то непоянтным мне образом перестраивает моё поведение в другую (лучшую) сторону.
если смотреть на отрезке "неделя", разница не очень заметна.
если смотреть на отрезке "год", разница заметна.
на отрезке "три года" - она существенна.
на отрезке "восемь лет" - разрыв огромен.

...иногда глубина покоя такова, что поведение меняется тут же.
как правило - изменения постепенны.

[identity profile] vsparrow.livejournal.com 2012-09-01 07:13 pm (UTC)(link)
нет, просто хотелось узнать.

[identity profile] strela-mira.livejournal.com 2012-09-01 07:15 pm (UTC)(link)
более того, позже я забываю формулировки.
после того, как они перестроили поведение, изменили состав крови, повлияли на дыхание, я их - не помню.
...вероятно, они входят в состав сплава Ира1.0+формулировка1=Ира1.1.
после кристаллизации Ира1.1 формулировка отпадает.
до появления формулировки2.
хотя течение жизни, конечно, не линейно и появление формулировок часто идёт параллельными потоками, влияя на различные мои проявления.
наверное, в них можно выделить группы формулировок :))
ну и вообще этот процесс можно как-то поисследовать... обретя однажды формулировку о формулировках )) и/или ещё что-нибудь... *ушла в перезагрузку*

[identity profile] peggy-s.livejournal.com 2012-09-01 07:26 pm (UTC)(link)
У меня от этого резкая идиосинкразия к формулировкам (чужим) и "наборам правильных действий".
Потому что это всегда набор не для меня, а для автора -и с какого перепуга автор считает, что тут причем я?
А если формулировка вдруг рождается у меня...
это не я, это какой-то конкретный образ меня в данный момент в данных обстоятельствах, у которого случилась эта формулировка. Нет гарантии, что через пять минут это буду та же я в тех же обстоятельствах. Формулировка - это всегда то, что _было_, но не обязательно то, что есть и тем более будет. Да еще и не полное описание, а только приблизительное
Если мне в какой-то момент покажется, что славно было бы, если бы лисы были зелеными - это не значит, что я бы хотела их перекрасить. Может быть, через пять минут изменится освещение и розовый покажется лучше. Может быть, прекрасен зеленый цвет, но отвратителен запах краски. Или важен факт добровольной маскировки под тростники.
А решение вопроса "при каких обстоятельствах и условиях зеленые лисы лучше рыжих" - это задача длинною в жизнь.
То есть либо я перекрашиваю лис без всяких формулировок, просто потому, что ну нельзя сейчас иначе - либо это объяснение для третьих лис действий, не имеющих отношения ни к лисам, ни к зелени, либо абстрактная игра слов "я придумала мир зеленых лис и озвучила".

[identity profile] svinxa.livejournal.com 2012-09-01 07:29 pm (UTC)(link)
"в отпуск" вообще не вопрос, а если речь идет о большом проекте, собираю информацию. вот прямо сейчас, например, выяснилось, что начать действовать пока невозможно - нет денег и не совпадает по времени. соответсвенно, все затягивается.
ну, то есть какие-то шаги к принятию решения делаю практически всегда, если уж щелкает, но не всегда доходит до дела.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 07:49 pm (UTC)(link)
страх. вот страх - это что-то совсем мне непонятное. конечно, я с ним сталкиваюсь у себя, как же иначе. но ему никогда нет никакой основы, кроме эмоциональной. то есть всерьез-то, по-настоящему, ничего не грозит (как правило). вот это самое странное.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 07:55 pm (UTC)(link)
а на основании чего она возникает? проб? или чего-то другого?

[identity profile] innere.livejournal.com 2012-09-01 07:58 pm (UTC)(link)
Постфактум да. Потом понимаешь, что кроме эмоций там ничего и не было. Но в тот самый момент захлёстывает с головой и думалка и понималка захлёбываются и не работают. Просто голая паника такой интенсивности, что забивает собой всё. Мешает несказанно, но я пока не докопалась, откуда она берётся, чтобы прекратить подобное.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 07:59 pm (UTC)(link)
ну я тоже много где ключи подбираю. но эти ключи... ты знаешь, я вдруг подумал - у меня срабатывают чужие формулировки, если я чую опыт под этим. то есть разделяю опыт сначала, а потом уже формулировку.
и если этот опыт мне не разделить, то ничего и не получится.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 08:01 pm (UTC)(link)
угу, понятно.
пара дней - очень высокая скорость, должен я сказать.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 08:02 pm (UTC)(link)
да, я много раз слышал, что это срабатывает. не уверен, что могу сказать это о себе. желание - сложная штука. так я до конца и не знаю пока его природу.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 08:07 pm (UTC)(link)
это интересно - "нет гарантии, что через пять минут это буду та же я".
то есть нет связи. нет поступательного, да? все моменты сами по себе?

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 08:08 pm (UTC)(link)
договорились :)

[identity profile] shn.livejournal.com 2012-09-01 08:11 pm (UTC)(link)
гмм, там комплексный процесс какой-то, и я не знаю, что служит переходом между "формулировки нет" и "опа, формулировка есть". чтобы она вообще появилась, мне надо быть в теме. собирать информацию, смотреть на людей, кто уже, смотреть на людей, которые еще нет, задаваться всякими вспомогательными вопросами, пробовать...

[identity profile] peggy-s.livejournal.com 2012-09-01 08:19 pm (UTC)(link)
Оно может быть поступательно, но любая следующая ступень отменяет предыдущие.
Вернее не отменяет... но я не знаю, не обрушились ли за спиной те ступени, на которых я была.Не могу знать. Ступень нужна, чтобы опереться и шагнуть дальше, а после этого с ней может случиться в принципе что угодно.
В общем "делать" - это "бежать вдвое быстрее, чтобы только оставаться на месте". А "говорить" - это совсем про другое, это не описание ступеньки, это в лучшем случае попытка составить карту местности, выяснить, чем ступенька отличается от провала.

[identity profile] ne-matros.livejournal.com 2012-09-01 08:52 pm (UTC)(link)
Это да. Когда до ВСЕЙ меня внезапно доходит какая-то штука, я прекращаю играть в даунскую игру "сынок, это море. - гдеее?" и ВИЖУ МОРЕ. Незабываемые ощущения :)

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 09:09 pm (UTC)(link)
во всяком случае, это очень внятно изложено :) спасибо :)

Page 3 of 6