a_str: (Default)
[personal profile] a_str
Наверное, уместно будет сделать это именно сейчас, пока я в Питере.
Я хочу записать то, что было между июнем 2006-го и июнем 2011-го.



Так получилось, что в начале две тысячи пятого меня накрыла депрессия. Я как-то сильно выложился - сделал за два года много крупных работ, плюс сборник рассказов, плюс еще некоторые вещи. И либо дыхания не хватило, привык работать малыми порциями, либо это были такие работы, окончание которых силы не дает, а отнимает.
Так или иначе, к концу две тысячи шестого я был в крайне плохом состоянии. Я делал какие-то работы, кажется, переводил, но почти ничего не помню, кроме поездок. Две тысячи седьмой тоже прошел так себе, питерская зима и питерская квартира доводила меня просто до отчаянья, и вот сейчас, уже зная разницу, я понимаю, почему: здесь ужасно тесно, и в квартире, и в городе. За одну только ванную комнату, в которой нельзя повернуться, чтобы не ушибиться, нужно запирать тех, кто это проектировал, в лифте на неделю. А потом - еще на месяц.
Всякие побочные эффекты вроде ощущения, что живешь в картине Босха, и теперь так будет всегда - именно побочные эффекты, люди не стали внезапно резко хуже. Просто депрессия есть депрессия. Я старался не бывать в городе, а после того, как бывал - вбегал в квартиру, запирал дверь и прислонялся к ней совершенно мокрой спиной. И дышал какое-то время.
(Надо сказать, что задыхаюсь я сейчас здесь ничуть не меньше. Двух станций метро достаточно, чтобы я был мокрым до корней волос, а голова кружилась, как перед обмороком. Это очень неудобно, но тогда это воспринималось еще и как приговор. И как поражение, конечно.)
Осенью две тысячи седьмого внезапно замаячила Прага. Видимо, потому, что мы все равно собирались выезжать уже любой ценой, это действительно превращалось в вопрос жизни и смерти. Поэтому весь последующий год был на некотором подъеме - отъезд в другую страну занимает все время, на него отведенное, и еще немного сверху. Так что весь две тысячи восьмой занял переезд.
Акклиматизация сопровождалась чудовищными простудами у обоих, что тоже влияло, постоянная слабость - вещь тяжелая.
А потом, с конца февраля две тысячи девятого, мы начали бегать.
Я знаю, как много людей говорит - спорт есть способ выйти из депрессии. И я знаю, что еще большее количество людей говорит - идиоты, на это нужны силы. А какие силы в депрессии, вы что, смеетесь?
Так вот, дело не в спорте. Дело в том, что когда бежишь по парку, особенно, если сил в самом деле не много, занят только дыханием. Происходит остановка внутреннего монолога, пусть хоть на четверть часа, но происходит. Как бы ни были велики твои беды, жалость к себе и апатия, в эти четверть часа их нет, работает спинной мозг. Ты доверяешься ему, а разум при этом - молчит, потому что не до него.
У меня тогда, в две тысячи пятом, остановилось все. И два года спустя любой текст, даже "Стражу красного винограда", я выбивал из себя слезами и пинками. Я по нескольку часов сидел перед пустым монитором с одним только желанием - никогда больше ничего не писать. Идей не было, сил не было. Но примерно полчаса в день (дальше - больше) я дышал очень глубоко, потому что бегал. Иногда выйти в парк казалось еще худшей казнью, чем сидение перед монитором. И я пропускал день-два. После чего мне становилось ощутимо хуже, хотя и слаще. Вообще, чем глубже жалость к себе и отчаянье, тем они слаще, видимо, так это устроено. И выгнать их можно только дыханием, но заставить себя просто дышать - самому, без тренера, - в депрессии практически невозможно. Во всяком случае, я не мог.
Так прошел год. В конце этого года я взял да и обманул себя. Я начал вести дневник-книжку, совершенно отдельный и первые полгода совершенно закрытый. (Потом, с января две тысячи десятого, я начал выкладывать записи с опозданием в полгода, больные были записи насквозь, и мне, с одной стороны, хотелось, чтобы они были в доступе, и не только для меня, а с другой - чтобы мне не нужно было их обсуждать.) Это как будто и не считалось текстами - дневниковые записи, привычный формат. Но и дневником они, конечно же не были. Они были зеркалом того, как я пытался управиться с собой, со своим желанием-нежеланием жить, с тоской, с творческим кризисом - словом, очень емкая и полезная оказалась вещь.
И все-таки - это был публичный дневник. Сейчас я думаю, что взял такой формат просто потому, что боялся. Боялся собственных записей. Боялся, что если у меня будет полная свобода в самовыражении, я начну писать крайне неприятные вещи. Не то чтобы я об этом когда-нибудь пожалею. А просто не вырвусь из них. В некоторых случаях такие записи затягивают еще похлеще, чем жалость к себе и отчаянье. К формату "записей-которые-никто-никогда-не-прочтет" я подобрался только в начале этого года. Но до того у меня уже был год опыта письма "в корсете" - жалуйся поменьше, бранись вообще никогда, постарайся сделать так, чтобы тебе было о чем писать - кроме того, что тебе каждый день невыносимо. И это был очень полезный опыт.

В течение всего две тысячи девятого я пытался как-то наладить режим. Перепробовал ежедневники, списки, составил свою систему карточек, - словом, очень старался.
И в итоге самой результативной оказалась следущая система:
Неделя - рисунок, неделя - текст.
Во-первых, это дает время на раскачку. Раскачиваюсь я по нескольку часов, у меня полдня могло уйти на то, чтобы добраться до красок или начатого файла. Если ставить "сегодня я занимаюсь три часа рисунком, три часа - текстом" - с огромной вероятностью я в итоге не займусь ни тем, ни другим, а шесть часов потеряю.
Во-вторых, очень часто и над текстом, и над рисунком надо думать. Их надо думать. Иногда по нескольку дней. Приличный текст у меня появляется после пары-тройки "пробных" записей, причем они могут не иметь никакого отношения к итоговому тексту. Факт в том, что в первые день-два погружаешься и настраиваешься, и тут имеет смысл выработать инструмент для такого погружения. У меня это - в неделю текста ежедневная запись не менее чем на тысячу слов, хоть о чем, хоть связно, хоть нет; в неделю рисунка - ежедневные же быстрые акварели, на час-два, с фото, своих или чужих, пара штук в день. Обычно в процессе того и другого начинаешь раскачивать действительно рабочий текст или рисунок. А такие вот зарисовки служат гаммами. Настройкой.
Еще - благодаря самым разным источникам информации, которые советовали такую практику, - я каждый день пишу от руки. Вот тут уже совсем что в голову придет, от "ужасно болит голова" до "а было бы интересно попробовать тонированную акварельную бумагу".
И еще - у меня есть молескин. В клеточку. После нескольких месяцев таких недель я начал в него записывать все свои проекты, мертвые и живые. С "галочками". "Сто лиц", к примеру, выглядит в нем как страница с сотней квадратиков. Когда я делаю новую картинку, я вычеркиваю еще один квадратик. Именно благодаря этой книжечке я вдруг увидел, очень наглядно, как сдвинулись за последний год карты Таро - значок "есть эскиз" стоит уже против дюжины названий.
(Заодно увидел, сколько же у меня хорошего начатого. Теперь было бы просто ужасно обидно взять и не сделать этого всего - отличные проекты, жалко их.)
Туда же я записываю идеи текстов и картинок. И пишу план на неделю. Скажем, неделя рисунка - подумать вот это, сделать вот этот заказ, плюс еще две-три картинки в "сто лиц", плюс акварельные зарисовки. Поэтому даже когда у меня нет ни малейшего желания или идей делать что-то конкретное, у меня все равно к концу недели штук шесть "упражнений" на карандаш и акварель.
С текстом примерно так же.

Четыре месяца работы в таком режиме (со сбоями, разумеется, куда без них, но я старался как можно скорее выровняться) привели наконец к тому, что я первый раз за много лет сел за большую работу кожа-дерево, не имея на нее никакого заказа.
Все, кто когда-либо делал большой проект только потому, что им так захотелось, отлично знают, сколько сил на это надо. Так вот, они у меня есть, раз уж я это делаю.
И я думаю, можно считать, что из депрессии я вышел. Равно как и из творческого кризиса.
Дыхание при очень занятом теле - во-первых. Это задает ритм всему.
И - через какое-то время - записи. А еще через какое-то время - записи каждый день. Хоть поток сознания.
Это двигает. Это двигает откуда угодно, причем все равно, с чего начинать, с дыхания или с записей. Главное, чтобы в какой-то момент они стали обязательной составляющей каждого (по возможности) дня. Это час-полтора в день. Эти час-полтора найдутся у кого угодно и в любых обстоятельствах. Можно начинать с пятнадцати минут на то и на другое, вразбивку, утром, вечером или и утром, и вечером. Все равно двигает.
Page 2 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2011-07-01 12:39 am (UTC)
ext_613270: (Default)
From: [identity profile] fonyarkopff.livejournal.com
спасибо, что поделились.
у меня сейчас что ни день -- что-нибудь важное и полезное приходит. вот и пост ваш очень вовремя.

Date: 2011-07-01 12:51 am (UTC)
From: [identity profile] chaja-nie.livejournal.com
Спасибо.

Как раз в пятом-шестом году мне стало очень плохо. Я не думала, что это депрессия, ведь депрессия - это когда рыдаешь и вены режешь, а когда апатия и целыми днями не можешь встать с постели - это ты лентяй и бестолочь, надо себя заставить.

И все эти годы мне очень помогали Ваши записи. И "Стража красного винограда", перечитанная множество раз, чуть ли не выученная наизусть - потому что в ней было обещание, что так будет не всегда, что бывает и настоящая жизнь, а не только это облако бесконечной тошноты от мира и самой себя. И заметки про важность дыхания: я умела правильно дышать при испуге, при панике, а мысль о том, что можно применять этот способ когда "вроде все нормально", мне не приходила в голову. Было еще множество записей, заметок - сейчас я всех не упомню - которые ложились в голову, как недостающая деталь паззла, ведь это же очевидно, просто это никогда не... я никогда не думала? никто никогда не говорил? Не знаю. Но с Вашими записями было гораздо легче. Я не знаю, как бы подобные "очевидные" вещи формулировала для себя лично я и сколько времени это бы заняло. Я просто хочу сказать Вам спасибо. Как бы смешно ни звучало это от незнакомого человека: я в долгу перед Вами. Это было практически спасение жизни.

И теперь мир невыразимо прекрасен.

Date: 2011-07-01 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
я очень рад. правда.

Date: 2011-07-01 04:14 am (UTC)
From: [identity profile] shantimora.livejournal.com
Большое спасибо за то, что поделились. Мне кажется, чем больше людей будут писать о своей жизни с депрессией, тем лучше. Даже не важно, победили ли они или нет. Жить - уже победа.

Date: 2011-07-01 04:56 am (UTC)
From: [identity profile] aka-kii.livejournal.com
Спасибо. Очень интересно читать о таком опыте. Пишите.

Date: 2011-07-01 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] sirelda.livejournal.com
Спасибо, что делитесь - это очень полезно... у меня была недавно сокрушительная депрессия, недолгая но глубокая, по чисто гормональным причинам; она серьезно изменила моео отношение к депрессиям вообще. это был опыт неконтролируемости в первую очередь.
выходила просто, сжав зубы и терпя, пока рассосется; главное не принимать это в серьез и помнить об океане золотой радости, даже когда не можешь его почувствовать; само осознание, что "он был же где-то вот прямо тут" очень помогает :)

спасибо еще раз :) не думаю, что воспользуюсь, но это полезное знание.

Date: 2011-07-01 07:03 am (UTC)
From: [identity profile] izol-da.livejournal.com
это очень-очень хорошо, что вы с этим справились
да ещё и инструкцию, доступную каждому, написали
у меня один раз было что-то подобное, когда совсем ничего не хотелось, и в таком состоянии действительно не до поиска "своего" и того, что близко, потому что сил нет ни на какие усилия, можно делать только то, что сразу приходит в голову

очень рада, что у вас всё хорошо теперь

Date: 2011-07-01 07:06 am (UTC)
From: [identity profile] margelaene.livejournal.com
Спасибо Вам. Я уже несколько лет всё никак не выберусь... попробую Ваш рецепт.

Date: 2011-07-01 09:11 am (UTC)
From: [identity profile] daryapetrovna.livejournal.com
Спасибо, это всё действительно действенно. Хорошо ещё водные процедуры - плавание или хотя бы теплый душ каждый день. Вода массирует тело, улучшает состояние, жизнь становится более сносной... :)

Date: 2011-07-01 01:50 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
да, на море вот как-то не до депрессии :)

Date: 2011-07-01 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] redtigra.livejournal.com
у нас просто каждый день ванна практически неотъемлемая часть реальности :)

Date: 2011-07-01 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] dezelent.livejournal.com
Барон М. был прав, говоря о том, что можно вытянуть себя за волосы из болота.

Date: 2011-07-13 10:17 pm (UTC)
From: [identity profile] kamushka.livejournal.com
Аплодирую силе духа.
Мне с моей циклотимией все равно периодически приходится возвращаться к начальной стадии.

Date: 2011-07-13 10:21 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
ну, циклотимия-то никуда не делась.
просто если раньше при спаде я начинал биться о все стены разом и уничтожал все наработанное, то теперь я сажусь и дышу. а кувалду - бить по себе и ближним - не трогаю.

Date: 2011-07-13 10:32 pm (UTC)
From: [identity profile] kamushka.livejournal.com
А ощущение тотального краха? Что с ним делать?

Date: 2011-07-13 10:40 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
я пережидаю.
иду бегать - выброс адреналина после бега отменить невозможно.
что-нибудь работаю. строю дома что-нибудь - всегда можно либо окна вымыть, либо кладовки перебрать и улучшить.
пишу - от руки в тетрадках.
через день-два отпускает. если совсем прижало - можно взять себя за шкирку и куда-нибудь съездить, благо все близко.

Date: 2011-07-13 10:48 pm (UTC)
From: [identity profile] kamushka.livejournal.com
Спасибо!
Буду пытаться переходить на другой уровень.

Date: 2011-07-14 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] elvrett.livejournal.com
а как заставить себя бегать? я умом признаю: да, всё так, да, надо. но одна мысль "завтра же и побегу" ввергает в ужас: у меня и так нет ни сил, ни времени (всё как в густом мазуте и ничего не успеваешь толком), да и что выгонит, "мотивация какая? я?- птсх...да и ради чего?"

как-то так.

Date: 2011-07-15 05:21 am (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
мы начали с того, что пошли долго и с удовольствием выбирать кроссовки и удобную одежду.
надо же было это потом все опробовать :)

мотивации нет. просто нет и все. ни ждать ее, ни искать - невозможно. если совсем никак без мотивации, то уж действительно лучше завести собаку.
(deleted comment)

Date: 2011-07-23 09:46 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
я не знаю, что вы имеете в виду под "силами".
если эмоциональные - мотивацию - то их не было. можно говорить мне "да на самом деле были!" - ну, что тут скажешь, вам виднее, конечно.

Date: 2011-07-24 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] danguole.livejournal.com
"Питерская зима и питерская квартира доводила меня просто до отчаянья, и вот сейчас, уже зная разницу, я понимаю, почему: здесь ужасно тесно, и в квартире, и в городе. За одну только ванную комнату, в которой нельзя повернуться, чтобы не ушибиться, нужно запирать тех, кто это проектировал, в лифте на неделю. А потом - еще на месяц."

Как я вас здесь понимаю! Хотят извлечь максимальную прибыль, поэтому строят курятники. А в просторных помещениях и вправду настроение улучшается и дышится там легче.

Date: 2011-07-24 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
не думаю, что сорок лет назад, когда строился этот дом, думали так уж о прибыли :)
просто не приходило в голову, что для жизни нужно бОльшее пространство - с одной стороны; и в огромной моде были панельные дома, а там все диктовалось размером этой самой панели.

Date: 2011-07-24 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] danguole.livejournal.com
Да, тогда руководствовались соображениями экономии и о людях не было принято думать. Сейчас же строят, исходя из соображений прибыльности. Я сама живу в новом доме, где кривой-косой коридор, и миниатюрная ванная. Но мне еще повезло. Сын моей коллеги, который работает электромонтажником в строительной компании, говорит, что делают такие курятники, где не поймешь, что это вообще и как люди будут в такой квартире жить.
Page 2 of 2 << [1] [2] >>
Powered by Dreamwidth Studios