a_str: (Default)
a_str ([personal profile] a_str) wrote2012-09-01 01:09 am

о решениях и формулировках (записанный разговор)

Шли по парку, говорили.
- Вот странность, - сказал я, - я неоднократно наблюдал, как человек создает чеканную, блестящую формулировку, после чего поступает так, как будто не он три дня назад сформулировал правило практически всей своей жизни.
- Тебе это странно? - сказал мой спутник.
- Ну да.
- Но ведь это общечеловеческое - формулировка не есть решение.
Я даже остановился.
- Как это может быть, - сказал я. - А зачем еще формулировать?
Мы сели на макушке холма, свернули сигареты, закурили, и только тогда мой спутник ответил.
- Ради болтовни, например. Ради самой красоты формулировки. Люди очень редко пользуются формулировками как решением. Это качественный скачок, он совершенно необязателен. Смотри, я могу сейчас сказать: вот был бы кайф, если бы все лисы в округе были зелеными!
Он повел широки жестом, охватывая округу: свежескошенные луга, редкие острова деревьев. Я представил себе среди этого темно-зеленых лис. С белыми кончиками хвостов, конечно.
- Но они же не станут от этого зелеными, верно? Это и есть болтовня.
Я помотал головой.
- Нет, у меня все было бы иначе. Я бы поймал одну лису, выкрасил бы ее в зеленый цвет и посмотрел бы, хорошо ли это. И если бы это было хорошо - то да, вот был бы кайф, если бы все, потому что так и есть.
- Это значит, что у тебя сначала идет действие, а потом формулировка.
- Ну да. Все мои формулировки сделаны постфактум, на основе уже отработанного опыта.
- У людей не так. Они забывают свои формулировки через семь минут. Они находят код - и забывают его, просто не успевают сделать руководство к действию, у них нет связи между формулировкой и действием. Не щелкает.
Я подумал: интересно, поэтому они считают, что можно чувствовать одно, говорить другое, а делать при этом - третье? Нет, не лгать, направленно лгать - это совсем другое. А действительно не иметь связи между тем, что чувствуешь, думаешь и делаешь?
Мы докурили, спустились с холма, разговор перескочил на что-то другое.
А в кустах скрылся белый кончик лисьего хвоста. Рыжего, конечно. Нечего тут распоряжаться в чужом парке.


P.S. Текст текстом, а я хочу спросить, вот как спросил уже - а как у вас? Появляется вдруг - в голове или приходит извне - четкое понимание, что именно нужно. Или как именно нужно. Или даже не очень четкое. Вот, к примеру, прочли вы где-то про те самые 7 тысяч часов. Что-то, о чем вы точно знаете - оно сработает, причем с большой вероятностью - именно у вас. Хотя и само по себе красиво.
Что будет дальше? Расскажите, если можете.

This entry was originally posted at http://a-str.dreamwidth.org/501764.html. Please comment there using OpenID.

[identity profile] kozharik.livejournal.com 2012-09-01 08:04 am (UTC)(link)
у меня так: сначала долго и трудно не решается задача. много раз не решается. и тогда я поднимаю глаза к небу и говорю:"Боже, ну как, как это решить?!!!"
и тут появляется формулировка, которой я так долго ждала. или сама сформулирую, или прочитаю, или случайно услышу краем уха. и после этого уже щелкаю такие задачки как орешки.
хороший какой вопрос, я и не задумывалась раньше, как меня берегут.

[identity profile] cheshirekster.livejournal.com 2012-09-01 08:58 am (UTC)(link)
Иногда на основе опыта, а часто просто от прочитанного/услышанного/увиденного, и вроде не пробовал, но знаешь, что точно сработает, и делаешь, а потом и правда почему-то забываешь. даже когда маленький результат есть забываешь! Все пытаюсь понять, почему же так. Просто не хватает осознанности? Теперь все такие формулировки, свои и не свои, записываются в отдельный блокнот. Так чтоб коротко и быстро прочесть. И после прочтения действительно возвращается это чувство, как вначале, когда ты только словил нечто важное для себя за хвост. И тогда снова какое-то время следуешь всему. А потом снова перечитывать)

[identity profile] strela-mira.livejournal.com 2012-09-01 10:17 am (UTC)(link)
после формулировки приходит успокоение.
я начинаю ВДРУГ понимать, как ОНО устроено.
несказанный покой.

[identity profile] xant-storm.livejournal.com 2012-09-01 10:31 am (UTC)(link)
Три. Четкое понимание того что нужно сделать. Повернуться в нужную сторону. Протечь так, а не иначе. Внутреннее осознание - так дóлжно. Кажется, что происходит щелчок, его просто не слышно. И это можно описать. Но не обязательно, потому что это для себя. Два. Час за часом, день за днем крутить нечто туманное в руках, пронзая этот туман собой, безрезультатно. Потом однажды посмотреть внутрь явления и понять его. И перечислить свойства, одно за другим. И тогда явление становится частью картины, которая ясна. Единица. На несколько секунд четко, ярко и однозначно увидеть и сказать то что увидел. Именно так: увиденное - сказать. Перерисовать словами точь-в-точь как увидел. И забыть. Совсем. А потом через 10 лет выслушивать "ты мне тогда сказал". И на просьбу воспроизвести что сказал - ноль. Не помнит. И сам не помнишь.

Думается мне "единица" - это тот редкий подарок, который дается свыше просто чтобы напомнить где на самом деле живешь. Наверное, это сверкание можно поймать и сделать своим. Но мне кажется тот кто что-то такое сделает... Хм, не так. Оно никому не пренадлежит. Так что лучше к нему лапы не тянуть.

[identity profile] ne-matros.livejournal.com 2012-09-01 11:41 am (UTC)(link)
Мне надо раз пять сформулировать, чокак, чтобы до мозга допёрло. Причём каждый раз с новыми деталями. С первой формулировки, даже ооочень правильной, нифига не доходит. То есть разумом я понимаю всю правильность слов и понятий, но вот "не щёлкает" и всё. И только после довольно длительного времени, когда вспоминаешь о выведенной формулировке через раз или два, через шаг вперёд два назад, пытаешься действовать, когда таки вспоминаешь, но из-за недостаточного осознания и действие получается недостаточным - это очень утомительный процесс. А вы меня знаете, я упрусь и иду к цели. Вот примерно так и иду. Тому есть причины, тут долго объяснять.

[identity profile] innere.livejournal.com 2012-09-01 11:46 am (UTC)(link)
Сначала формулировка или даже просто осознание. Потом самое трудное - преодоление. Преодоление страха нового, страха не справиться, преодоление инерции себя - всё это внутреннее, невидимое снаружи, но очень тяжёлое и очень важное. Потом действие, и уж оно идёт легко и просто, потому что не тратит дополнительных душевных сил, а лишь ровно столько, сколько требуется на непосредственно делание.

Яркий пример:
Две недели осталось до "сбычи мечт" - физической реализации того, о чем я мечтала лет 9, не меньше. Когда на горизонте появилась возможность перевести из мечты в реальность - о, это было ужасно. На меня накатило такое... паника, истерика, страх интенсивности такой, что дышать невозможно. Я была готова отказаться от мечты из-за силы этого страха.

Благо, рядом есть правильные люди, которые понимают, что творится какая-то фигня. Меня попросту выволокли в коридор и спросили, мол, что происходит. Я зарыдала и сказала, что мне страшно. Просто вывалила все страхи и ужасы, все свои "не получится" и "я не смогу". Меня в ответ погладили по голове. Этого хватило, чтобы выпихать меня из колеи.

Отрыдав, я вернулась и села составлять списки, чего надо сделать и в какой последовательности. Страхов нет - я их выплакала. Осталась реализация.

---------------------------------
Резюме: когда я научусь самостоятельно преодолевать вот эту полосу страха, не оставляя на ней всю себя, тогда формулировка станет равна или почти равна реализации.

[identity profile] shn.livejournal.com 2012-09-01 01:06 pm (UTC)(link)
у меня формулировка автоматически - рабочая. если нет, она просто не возникнет

[identity profile] krissja.livejournal.com 2012-09-01 01:06 pm (UTC)(link)
я могу сформулировать только то, что уже отработала. это получаются слова о том, как что-то устроено лично у меня. вполне возможно, что оно будет меняться, и я потом это как-то иначе сформулирую.
а ключи типа "сделай - и будет" я нахожу не у себя :)

[identity profile] shn.livejournal.com 2012-09-01 01:08 pm (UTC)(link)
а чужая формулировка, которая "щелкнула", идет в дело просто чуть позже, чем своя. на день-два, может, неделю, но обычно всего пару дней подгонки. подгонка происходит сама. как некая общая алхимия меня и формулы, я ничего для этого не делаю

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 03:53 pm (UTC)(link)
я вообще думаю, что абсолютных формулировок, навсегда, очень-очень мало.
и они редко вообще решение, скорее принцип, на котором все основано, им нельзя следовать, только знать.
формулировки действия всегда промежуточны, здесь и сейчас.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 03:54 pm (UTC)(link)
угу, да, так понятно.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 03:55 pm (UTC)(link)
тогда уж с чертежом :)

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 03:55 pm (UTC)(link)
о. вот это мне очень-очень понятно.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 03:56 pm (UTC)(link)
кстати, да. хочу, чтобы это было эмпирически, и все тут! :)

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 03:58 pm (UTC)(link)
да. как человек, зарабатывающий тем, что рисует, могу твердо сказать - да.
и это не повезет. от повезет здесь - одна десятая.
это понимание процессов.

о счастливой семье, гм, будучи вместе со своей женой с моих 18-ти (ее четырнадцати) и пережив уже не меньше десятка кризисов тоже могу сказать уверенное да - счастливая семья это не случайность, а работа.

[identity profile] mongoligrok.livejournal.com 2012-09-01 03:59 pm (UTC)(link)
Я все-таки стараюсь слова связывать с действиями. Например, принцип: "нуждаться, но не хотеть" (из книги про Хабу Хэна), я проверил на практике. Нагляднее всего он работает, когда едешь автостопом. Нельзя хотеть поймать машину, нужно "хотелку" отключить любым способом. Например, задуматься о чем-либо, окунуться с головой в музыку из плеера, завести интересный разговор со спутником, при этом, конечно же, продолжать стопить.

После автостопа стал применять этот принцип на работе, связанной с розничной продажей. Я прихожу на рынок - вкусно покушать в местном кафе! Иногда даже не достаю товар, иду быстрым шагом. Так вот, покупатели ловят меня по дороге в кафе, в самом кафе во время обеда, по дороге из кафе...
Но как только у меня появляется желание продать по больше, клиенты испаряются...

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 03:59 pm (UTC)(link)
ага. да, понятно.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 04:00 pm (UTC)(link)
это был реальный разговор, да. а это что-то меняет?

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 04:00 pm (UTC)(link)
для очистки совести - это еще один вариант, да.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 04:03 pm (UTC)(link)
да, вот насчет личного применения вы совершенно правы, есть такое дело, очень рабочие формулировки для себя совсем не работают больше ни для кого.
но вот изначальная-то, про нет проблем, сработала :)

хотя я, кстати, почти уверен, что для действительного срабатывания нужно очень много например. то есть опыт все равно необходим, даже если эмоционально щелкнуло сразу.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 04:05 pm (UTC)(link)
пожалуй, с моим опытом это скорее расходится, чем согласно

[identity profile] ooka-san.livejournal.com 2012-09-01 04:10 pm (UTC)(link)
Я подозреваю, что щелкнуло именно потому, что определенный опыт принятия "хирургических" решений уже был - чисто в творческой сфере, но это без разницы. Если мозг в принципе готов действовать решительно и придерживаться выбранной дороги (это тот самый "хирургический" способ решения проблем, на мой взгляд), то эта самая фраза просто выдала мне индульгенцию пользоваться привычным методом в реальной жизни, среди реальных людей и реальных ситуаций. Расширило сферу применения хирургии, образно говоря))) О чем не жалею, но, опять же, подозреваю, что ьакие методы комфортны не всем.

[identity profile] khein.livejournal.com 2012-09-01 04:20 pm (UTC)(link)
а если про планирование действий, то осознание их необходимости и формулирование этого осознания ни к чему не приводит.
я сначала должна перевести в область эмоций, осознать отсутствие (или присутствие) действия, как морок, а потом - по схеме.
То есть, как бы само сразу после выщелкивания формулировки.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 06:33 pm (UTC)(link)
наверняка не всем.
но вот мне - очень даже :)

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 06:34 pm (UTC)(link)
надо же, как бывает :)
спасибо, что рассказали.

Page 2 of 6