a_str: (Default)
a_str ([personal profile] a_str) wrote2012-09-01 01:09 am

о решениях и формулировках (записанный разговор)

Шли по парку, говорили.
- Вот странность, - сказал я, - я неоднократно наблюдал, как человек создает чеканную, блестящую формулировку, после чего поступает так, как будто не он три дня назад сформулировал правило практически всей своей жизни.
- Тебе это странно? - сказал мой спутник.
- Ну да.
- Но ведь это общечеловеческое - формулировка не есть решение.
Я даже остановился.
- Как это может быть, - сказал я. - А зачем еще формулировать?
Мы сели на макушке холма, свернули сигареты, закурили, и только тогда мой спутник ответил.
- Ради болтовни, например. Ради самой красоты формулировки. Люди очень редко пользуются формулировками как решением. Это качественный скачок, он совершенно необязателен. Смотри, я могу сейчас сказать: вот был бы кайф, если бы все лисы в округе были зелеными!
Он повел широки жестом, охватывая округу: свежескошенные луга, редкие острова деревьев. Я представил себе среди этого темно-зеленых лис. С белыми кончиками хвостов, конечно.
- Но они же не станут от этого зелеными, верно? Это и есть болтовня.
Я помотал головой.
- Нет, у меня все было бы иначе. Я бы поймал одну лису, выкрасил бы ее в зеленый цвет и посмотрел бы, хорошо ли это. И если бы это было хорошо - то да, вот был бы кайф, если бы все, потому что так и есть.
- Это значит, что у тебя сначала идет действие, а потом формулировка.
- Ну да. Все мои формулировки сделаны постфактум, на основе уже отработанного опыта.
- У людей не так. Они забывают свои формулировки через семь минут. Они находят код - и забывают его, просто не успевают сделать руководство к действию, у них нет связи между формулировкой и действием. Не щелкает.
Я подумал: интересно, поэтому они считают, что можно чувствовать одно, говорить другое, а делать при этом - третье? Нет, не лгать, направленно лгать - это совсем другое. А действительно не иметь связи между тем, что чувствуешь, думаешь и делаешь?
Мы докурили, спустились с холма, разговор перескочил на что-то другое.
А в кустах скрылся белый кончик лисьего хвоста. Рыжего, конечно. Нечего тут распоряжаться в чужом парке.


P.S. Текст текстом, а я хочу спросить, вот как спросил уже - а как у вас? Появляется вдруг - в голове или приходит извне - четкое понимание, что именно нужно. Или как именно нужно. Или даже не очень четкое. Вот, к примеру, прочли вы где-то про те самые 7 тысяч часов. Что-то, о чем вы точно знаете - оно сработает, причем с большой вероятностью - именно у вас. Хотя и само по себе красиво.
Что будет дальше? Расскажите, если можете.

This entry was originally posted at http://a-str.dreamwidth.org/501764.html. Please comment there using OpenID.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 09:10 pm (UTC)(link)
то есть действие (хотя бы сбор информации) - новая формулировка - действие. примерно так?

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 09:12 pm (UTC)(link)
ага. да. понятно.

[identity profile] shn.livejournal.com 2012-09-01 09:12 pm (UTC)(link)
угу

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 09:13 pm (UTC)(link)
ясно, спасибо.

[identity profile] strela-mira.livejournal.com 2012-09-01 09:13 pm (UTC)(link)
на здоровье :)

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 09:14 pm (UTC)(link)
слушай, вот это очень интересное и совершенно незанакомое мне устройство :)

вот так начнешь разбирать, и выяснишь, что сущий логик, а думал - эльф эфемерный :)

[identity profile] aknost.livejournal.com 2012-09-01 09:17 pm (UTC)(link)
так и должно быть.
в этом и самое замечательное: каждый уникален, но есть множество личного опыта, который у некоторых может совпадать.
и вот те кто считает свой опыт хотя бы частично согласованным, уже готов развиваться в этом направлении.
для описания чего у меня есть две языковых форы: 1) (на языке доступном большинству) люди общаются и учатся друг у друга; 2) (эгоцентричная) субъект обращает внимание и развитие на внутренние целевые объекты, разного уровня абстракций(поводом к чему послужило наблюдение)

[identity profile] fair-lady.livejournal.com 2012-09-02 01:23 am (UTC)(link)
Ого. Вы шатаете мой мир.
То есть, раньше я считала, что если я буду себя вести по правилам - всё будет хорошо. Потом я посчитала, что это вероятно были плохие правила, надо вычислить другие и действовать по ним. Потом я посмотрела, что всё так разнообразно, что правила вычислить не удается и смирилась с тем, что кому судьба, а кому не судьба.

А вот про профессиональную деятельность, так я несколько раз всерьез предлагала разным людям, которые зарабатывают деньги, напрмиер, программированием, созданием сайтов или 1С. "Ты говоришь, что это гарантированный доход и за пару лет можно научиться, я могу себе позволить пару лет интенсивно учиться, я точно знаю, что всё, что люди придумали, я способна усвоить и применять, я готова потом ещё пару лет отчислять тебе процент от заработка. А вот ты возьмешься потом меня содержать, если этого гарантированного тобой дохода не будет?" Поскольку люди все были честные, то всё сводилось к тому, что научиться-то профессии можно... а вот про доходы - как карта ляжет.
Но, вероятно, вы рассуждаете про себя как человек с гарантированным талантом, в художественной сфере, наверное, по другому. Я помню, как вы писали про акварели, которые сильно поменялись за год, но это ж они у вас поменялись так.

А правил про семью настолько много, и они настолько индивидуальные, что тут только угадать можно, имхо.)))

А у вас есть какое-нибудь неочевидное правило, чтобы не очень много времени занимало, но сработало? И про других людей? Я бы попробовала, мне интересно.

[identity profile] ezheli.livejournal.com 2012-09-02 07:38 am (UTC)(link)
у меня есть "качество времени"... иногда формулировка опережает "свое время" и от этого остается всего лишь красивой фразой, иногда выученной и затверженной наизусть, но так и не воплотившейся ни во что... или воплотившейся, когда приходит время и вместе с ним вот это вот "о! вот оказывается, что ЭТО ЗНАЧИТ НА САМОМ ДЕЛЕ".... иногда формулировка отстает от "своего времени" - и тогда она всего лишь лаконичное утверждение опыта, как правило не слишком сладкого с привкусом вот этого "если бы я знала ТОГДА"... иногда формулировка попадает в точку, в свое "здесь и сейчас", и тогда реализуется на практике немедленно, сопровождаясь изумлением и ликованием "неужели я в кои-то веки ведаю, что творю"... но единого сценария нет...

[identity profile] eikei.livejournal.com 2012-09-02 09:22 am (UTC)(link)
Для меня, формулировка, произнесенная вслух - это уже следующий этап того, что чувствую. Несу за нее ответственность, ибо она - как мантра, чем больше произносишь вслух и визуализируешь - тем быстрее исполнится. Привыкла не кидать формулировки без веры в их исполнение, ибо это не энергосберегающе.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-02 09:54 am (UTC)(link)
знаете, если вы чем-то занимаетесь примерно 35 лет своей жизни, а потом беретесь сознательно и целенаправленно двигать узкую специализацию этого чего-то - сильный прогресс в технике будет уже вне зависимости от таланта :)
техника есть техника. талант - это колористика, сюжет, композиция. технику можно нарастить даже без вообще наличия таланта, и только искусствовед определит, есть там что-то за этой техникой или нет, настолько она будет затмевать все просто зрителю.
но доход немножко из других мест растет. я несколько лет простоял со своими вещицами на невском - пока это было еще возможно, торговать с этюдника. у меня бел шикарный шанс изучить массу подходов художника к покупателю и наоборот. это чистой воды опыт и наблюдения, больше ничего.

от последнего вопроса я даже растерялся. хоть сферу назовите, что ли :))
а то у меня этих правил - от варки кофе до количества дневников :)

[identity profile] olelis.livejournal.com 2012-09-02 01:49 pm (UTC)(link)
Я - теоретик. Те формулировки, которые возникают, как озарения и в правильности которых я уверена полностью, "догоняют" меня фактически с очень большим отрывом. Ну, то есть, примерно так: приходит четкое осознание, того, что, или того, как. Я очень радуюсь тому, что наконец поняла и очередная картинка сложилась из частей в целое. Это на интеллектуальном уровне, "от головы". А остальная я (тело, эмоции) продолжаю жить так, будто этой формулировки и не было. Дальше приходят другие формулировки, осознания и инсайты, с накопительным эффектом, но все так же почти без практической реализации.
А вот потом остальную меня "догоняет" то, что я когда-то (отрыв от месяца до года) осознала и поняла. И начинается довольно болезненный процесс проживания этого былого осознания "отставшими" частями себя, а иногда и проверки на прочность: то, что радостно и легко принимает голова, зачастую очень долго и трудно усваивается прочим телом и всем собой в совокупности.

Прошу прощения за запутанность ответа.

[identity profile] julia-173.livejournal.com 2012-09-02 02:55 pm (UTC)(link)
Наверное представления о том, как бы хотелось в идеале - и есть чертеж, как же без чертежа? :D

[identity profile] julia-173.livejournal.com 2012-09-02 02:57 pm (UTC)(link)
Да.

[identity profile] julia-173.livejournal.com 2012-09-02 02:58 pm (UTC)(link)
Хороший пример.

[identity profile] julia-173.livejournal.com 2012-09-02 03:04 pm (UTC)(link)
Иногда для дела именно хорошая оплеуха бывает нужна, метафизическая или реальная.
Edited 2012-09-02 15:05 (UTC)

[identity profile] soyka62.livejournal.com 2012-09-02 03:34 pm (UTC)(link)
хм... не знаю, мне тоже не приходилось задумываться об этом.

[identity profile] slik-klik.livejournal.com 2012-09-02 04:31 pm (UTC)(link)
Да! Да! Да! Только-только вывела для себя этот метод и рада этому несказанно.

[identity profile] wunjoraido.livejournal.com 2012-09-02 08:18 pm (UTC)(link)
интересный вопрос. у меня вот формулировка - последняя капля до действия, чем лучше - тем сильнее действует, вроде ускорения) отсутствие ускорения только замедляет но не отменяет действие)
но если она возникла раньше, чем подкреплена знанием?опытом?силой? не работает вообще. чужая формулировака, даже с разделенным опытом, чаще не работает - не та мотивация
Edited 2012-09-02 20:20 (UTC)

*клянет свою косноязычность*

[identity profile] yati.livejournal.com 2012-09-02 08:45 pm (UTC)(link)
Во мне настоящие слова, решения, формулировки зреют так медленно, что когда приходит момент и они оформляются, тянуть дальше уже просто невозможно и я делаю, даже если кажется, что "ну вот может уже и не надо?". Иногда и формулировок как таковых нет, это как созревшее чувство. Уж, если так долго, из семечка, росло, впитывало, то надо. Бывают и быстрые слова и решения, но значимых из них гораздо меньше. Самое важное - почти без слов. Когда "всё, пришло, пора или так или иначе, но я уже все равно не буду прежней". В такой раздел могут попасть и лисы, в конце-концов перекрасить всех лис в своем мире - серьезно изменить его:)

Как пример из не самых значимых, но хоть какой-то - я давно хотела танцевать ("а хорошо было бы..."*). Но как то в маленьком городе в детстве не было школы танцев и даже кружков, в институте было не до них, да и я стеснялась, потом, уже работая, я думала иногда, но то не с кем, то некогда, то средств не хватает... Прошло много лет и вот я наткнулась на видеозапись поразившего меня танца. Смотрела-смотрела, потом поделилась с кем-то, оказалось, что девушка ходила на подобные занятия, порекомендовала преподавателя, я записалась в школу, скоро начинались занятия у новичков. И вот стало понятно, что пора - выдраны из бюджета деньги, выцарапано у семьи и загородных выездов время, засунута в дальний угол стеснительность и лень. И я другая. Так было и с Таро ("а хорошо было бы..") - когда информация, поводы, даже колоды попадались под руку, появлялись, копились и вроде всё не время, еще чуть-чуть, а потом хлоп! - пора.Критическая масса набрана. И опять все сошлось - чуть ли не на голову свалился учитель, время, "соратники".

Или я не о том?

[identity profile] dark-hunter.livejournal.com 2012-09-02 11:21 pm (UTC)(link)
У меня так. Практически отсутсвует зазор между формулировкой и действием, которое вот прямо сейчас. Понял - сделал. Сразу же.

Но при этом есть огромный зазор между "сделать правильно один раз" и "делать так всегда". Потому что уже через пару дней энергия формулировки гаснет, и возвращается автоматизм. Привычка. И ее возвращения просто не замечаешь, потому что голова в этот момент занята чем-то не менее интересным.

Дальше два варианта. Как только заметил, что где-то сделал по старой привычке - пойти и переделать. Сразу же, мгновенно, даже если вспомнил в три часа ночи. Тогда постепенно будет появляться новая привычка. Если не сделать, если подождать до утра, а то и вообще решить "ладно, в этот раз ошибся, в следующий раз сделаю лучше" - все, привычка не выработается, формулировка окончательно разойдется с действиями и станет такой себе полуправдой. Которая вроде и есть, а вроде и нет.

[identity profile] dark-hunter.livejournal.com 2012-09-03 01:20 am (UTC)(link)
"то всё сводилось к тому, что научиться-то профессии можно... а вот про доходы - как карта ляжет."

Это вам очень деликатно говорили :-)
Потому что на самом деле зависит не от того, как карта ляжет, а от того, из какого места у человека растут руки и мозги. Даже если в заданной сфере деньги в принципе водятся и спрос всегда есть, никто не может гарантировать, как будете работать лично вы. Может, и правда будете зарабатывать. А может, посчитаете себя очень крутым специалистом, заломите цену в два раза выше рынка и будете со всеми своими потрясающими навыками сидеть в гордом одиночестве. Или работать будете отлично, но с каждым новым начальником будете вхлам ссориться в течение недели. Это все не о том, как карта ляжет, это о том, как вы ее положите.

[identity profile] fair-lady.livejournal.com 2012-09-03 06:19 am (UTC)(link)
Ох, рисовать как автор я вряд ли научусь, разве что в следующей жизни.
Но вот относительно интеллектуальная деятельность вроде написания сайтов или программирования 1С... не сложнее ж она высшей математики? Значит, я в состоянии ей научиться на уровне выше среднего по рынку. Значит и посчитать средний ценник тоже в состоянии. То есть, выполнять работу и получать за это деньги. Если после этого возможность заработать не зависит от настроения начальников, то вот она прямая зависимость: семь тысяч часов обучения - возможность получать доход.
Я вот на примере рынка бухгалтерии скажу, что от наличия знакомств и известности зарплата может возрасти вдвое. При равном профессионализме. Поэтому я не скажу, что тут всё от обучения зависит, мол, хорошо учись - и будет у тебя всё хорошо. То есть, ещё оказаться надо в нужном месте.

[identity profile] cheshirekster.livejournal.com 2012-09-03 08:50 pm (UTC)(link)
ох) наверное у меня пока результаты и формулировки не такие масштабные и не такой кровью давались, что я о них могу забыть)
livelight: (starlight)

[personal profile] livelight 2012-09-04 07:55 am (UTC)(link)
> после чего поступает так, как будто не он три дня назад сформулировал правило практически всей своей жизни.

Возможно, это было правило не его жизни :)


А бывает ещё такое: вышел на временный энергетический подъём - понял, сформулировал; упал обратно - и всё, оно уже не работает, становится просто словами.

Page 4 of 6