a_str: (Default)
[personal profile] a_str
мне к вот этому воплю в пространство пришли в комментариях настоящие сокровища, и я решил, что вы будете несчастны всю жизнь, если их пропустите.
ну и себе суммирую, конечно.
[livejournal.com profile] ryba_kit:
Пример "Ворфизма" из языка Винту (калифорнийских индейцев): у них нет отдельных понятий право и лево. Скажем, человек идет вверх по реке, комар кусает его в западую руку, а когда он возвращается домой, то чешет уже восточную руку.
Еще типологически интересно выражение собственности, обладания (possession то-есть) в разных языках. Англоязычные мои студенты, например, шизеют от простого русского "у меня есть", и все норовят сказать "я есть" ; "я имею" им прoсто понять, но что какой-то несчастный предмет во фразе "у меня есть эта книга" формально является подлежащим <...>
Еще в эскимосском языке (юпик) есть два варианта морфологии глаголов охоты. Обычное это что-то вроде оморжился, обзавелся моржом или китом - а "убил кита" - в сказках про кита-оборотня.
[livejournal.com profile] raining:
С инуит все вообще забавно - что меня у них отменно радовало всю дорогу, помимо всего, так это система табуирования, описанная у Вахтина: когда слово, являющееся именем умершего человека, выпадает из употребления и заменяется эвфемизмами, например.
[livejournal.com profile] ryba_kit:
Скажу два слова про индо-европейское время, может это понадобится. Вам, может быть, известно, что в древних германских и славянских языках отсутствовала категория будущего времени. Были всякие модальные выражения - например, хочу спать, но не буду спать или засну - из таких модальных выражений потом образовывалось будущее. (В древне-исландском я когда-то насчитала с дюжину таких глаголов). Предполагается, что в индо-европейском вообще не было категории будущего времени. С прошлым тоже не все понятно, некоторые исследователи предполагают что его тоже не было; свидетельство тому - образование прошедшего времени в ведическом санскрите и греческом. В греческом - прошлое с аугментом е-, в ведическом соответственно а-, аугмент приклеивается к глаголу настоящего времени чтобы получить прошедшее. Имеется в виду что когда-то аугмент не был морфемой, а был какой-то независимой частицей, которая потеряла независимый статус. Таким образом предполагается, что ни прошлого, ни будущего не было, а нарратив строился исключительно на видовых различиях (совершенный вид - действие может быть завершено, несовершенный - действие не может быть завершено, и аорист - действие неопределенное). Такая видовая система сохранялась в индо-европейских языках довольно долго, например, в старо-славянском, и в болгарском она до сих пор сохраняется.
Такой "язык без времени" - явление типологически не уникальное. В индонезийском языке (малай) время тоже не обозначается в глаголе, если очень надо выразить, прибавляют "вчера" или "завтра".
Кстати, если Вам еще не надоело читать, могу немного рассказать про язык австралийских аборигенов (варлпири). Там есть такая штука как грамматика избежания. Дело в том, что некоторые члены семьи не могут разговаривать с другими из-за табу (например, теща не может общаться с зятем). Если все-таки приходится общаться, они используют вариант языка с немного измененной морфологией и минимальным словарем, где одни слова заменяются на другие.
хочу добавить про род/гендер и число. В индо-европейском не было грамматического мужского и женского рода, а было два рода - одушевленный и неодушевленный. Такое деление присутствует по-разному во многих языках. Можно привести в пример иерархию одушевленности, хорошо известную из языка навахо (но также и в хаида) - там порядок слов идет по степени одушевленности: сначала человек, потом зверь, потом предмет, потом абстракция. Для навахо описывают восемь категорий (человек, ребенок, большой зверь, зверь средней величины, мелкий зверь, предмет, стихия, абстракция). Нельзя сказать "собака укусила человека" - только "человека собака укусила".

Date: 2006-10-01 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] friend-horatio.livejournal.com
невероятно!
у меня рассказ есть, в котором упоминается удивление и вопросы профессора английского по поводу ошибок, которые делают русскоязычные студенты, может вам будет интересно.

http://www.proza.ru/texts/2006/02/02-191.html

Date: 2006-10-01 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
ух, если это действительно с Вами произошло, то какой же великолепный учитель Вам достался!

Date: 2006-10-01 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] friend-horatio.livejournal.com
да, мне повезло, но все же - это был обычный класс в обычном колледже. А здесь система обучения очень интересная, а ведь еще другие уровни классов "creative writing" for English major students.

Date: 2006-10-01 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
просто этот метод - зацепить действие, развить действие, написать на него поток сознание, сплючовать, вытащить ключевые моменты, отложить на неделю, переписать - это же великолепный рецепт.
надо попробовать им воспользоваться.

Date: 2006-10-01 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] friend-horatio.livejournal.com
очень рада, что вам это показалось интересным :)

Date: 2006-10-01 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] mi-ze.livejournal.com
Извините за оф топ. Моя близкая родственница заканчивает школу и хотела бы взять этот курс. Не скажете ли, в каком университете Вы его брали?

Date: 2006-10-01 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] mi-ze.livejournal.com
А, прочла,в колледже. В каком колледже? Она берет в школе creative writing.

Date: 2006-10-01 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] friend-horatio.livejournal.com
Абсолютно во всех колледжах US, где есть English major- такие классы являются частью учебной программы, но любой студент может зарегистрироваться на такой класс. А о хороших профессорах надо спрашивать у бывалых студентов.

Date: 2006-10-01 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] mi-ze.livejournal.com
Спасибо. Жаль, что не хотите назвать колледж, где преподает этот замечательный профессор.

Date: 2006-10-01 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] friend-horatio.livejournal.com
La Guardia Com. Сollege, но это было 13 лет назад, и профессор был довольно старый, но девочке, которая окончила школу в Америке, стремиться в колледж, где учатся в основном взрослые эмигранты, для которых английский не является родным языком- вряд ли имеет смысл: у нее есть более интересные варианты.

Date: 2006-10-01 09:48 pm (UTC)
From: [identity profile] mi-ze.livejournal.com
Спасибо большое. Я поняла.

Date: 2006-10-01 03:27 pm (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
Обалдеть! Совершенно замечательно! Прямо "Индоевропейский диктант" оживший!

Date: 2006-10-01 04:27 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
вот и я уже который день прыгаю!

Date: 2006-10-02 01:46 am (UTC)
From: [identity profile] kisochka-yu.livejournal.com
Потрясающе! Вы не против, если я позаимствую у Вас этот пост ? Хочу поделиться с другом, с которым часто обсуждаю лабиринты разных языков.

Date: 2006-10-02 12:05 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
конечно.
тем более, что это будет не у меня заимствование :)

Date: 2006-10-03 03:33 am (UTC)
From: [identity profile] ptitza.livejournal.com
спасибо, получила огромное удовольствие!

September 2020

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516 171819
20212223242526
27282930   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Powered by Dreamwidth Studios