человеческий инфинитив
Jun. 15th, 2009 03:54 pmто есть то состояние, в котором человек пребывает в социуме, это бесконечная недостача.
человек в социуме - несчастен по определению, по этимологии, он не-с-частью, ему не досталось, у него недостача.
по сравнению с кем-то еще, разумеется.
человек постоянно сравнивает себя с другими людьми. если у него нет под боком живых других людей, он сравнивает себя с мертвыми или неродившимися, которым, конечно же, досталось больше.
больше чего? да какая разница. таланта, счастья, любви, везения, всего того, чего недостает ему, человеку.
как будто существует где-то вселенский рог изобилия и есть те, кто знает, где он находится, - и все остальные.
и это состояние недостачи - не требует от человека никаких усилий, вот в чем дело.
то есть это инфинитив. стартовая позиция. и все знают, откуда она берется, во всяком случае, как выглядит приобщение: "надо, чтобы не хуже, чем у других". "старайся, не то такого же не добьешься". "вон, соседи-то где, а мы-то где". "моцарт в твои годы..." "другим от рождения больше досталось". и так далее.
вариантов масса. и все они ведут только к одному - сравнивай, сравнивай, сравнивай себя с другими.
в качестве первого этапа это необходимо, да. невозможно понять, чего ты хочешь для себя, если не знаешь, а что есть вообще. сравнения дают возможность набрать понятийный ряд и определить, чего хочется.
но оставаться в таком изначальном состоянии, после того уже, как определился, чего хочешь - это гарантированный рецепт несчастья. (равно как и продолжать добиваться того, что хорошо для остальных, избегая определять, что же все-таки в этом мире есть твое-желанное-неотъемлемое.) любое превращение инструмента в цель - ведет к отказу работать с этим инструментом.
копить недостачи, считать недостачи - и быть при недостачах, придатком, учетчиком и бешеной сторожевой собакой. и сил на все это уходит какая-то бездна - на сравнения, подсчеты, охрану.
любой может вспомнить - вот он что-то сделал, а ему голос извне или снаружи: "а у NN-то больше\лучше сделалось!" - и руки сами опускаются, коленки подкашиваются, силы, которые только что были - полностью отсутствуют. ушли на сравнение.
состояние счастья и достачи прямо противоположно инфинитиву. оно не приходит само, на него приходится вкалывать, оно требует вложения сил и эмоций, причем постоянного, каждый день. это как плыть против течения, грести весь день, потом заснуть и утром обнаружить, что за ночь тебя снесло, пока ты спал. снесло туда вот, в человеческий инфинитив.
не сравнивать. прежде всего - себя, конечно. ни с кем, даже с собой эн-летней давности. это дает запас нерастраченных сил такого размера, что хватает не только на быть счастливым, но и что-нибудь сделать. я просто физически чувствую, как из меня вытекают силы, когда мне предлагают сравнить, кому досталось больше, кому меньше. кому что можно, кому чего нельзя.
и вот еще что. время. прошлое и будущее несравнимо с настоящим. что будет, то еще будет. то, что было - уже в янтаре. им можно любоваться, потому что в янтаре самая якобы уродливая дрянь становится невероятно красива, такова уж природа прошедшего времени. слова "совершенное" и "совершенство" очень близки, хорошо бы об этом помнить. но сравнивать прошлое с настоящим - терять настоящее, то есть время. совсем терять, впустую. waste.
мои промахи в прошлом столь же ценны, как и успехи, ведь они уже есть. каковы бы они ни были, эти промахи, они порождены моей нежностью, моей любовью, моим одиночеством. (я тут перечитывал свои тексты пятнадцати- и больше летней давности. это плохие тексты. прямо скажем, это никуда не годные тексты, они недостоверны и пафосны. но как же они драгоценны мне.)
и ведь все это на поверхности, достаточно просто остаться наедине с собой. да, это требует больших сил. но дело стоит того.
я хочу сказать. когда Господь создавал счастье, Он создал его достаточно.
дополнение:
то сравнение, которое в итоге анализ, которое приводит к конечной идее "ух, сколько уже сделано, а можно же еще", это нечто большее, чем просто сравнение.
это - разрешение. ничто, что начавшись со сравнения, заканчивается чем-то еще, сравнением не является.
это как неверно считать полет просто очень конструктивным прыжком потому, что он начинается с прыжка.