a_str: (Default)
a_str ([personal profile] a_str) wrote2012-09-01 01:09 am

о решениях и формулировках (записанный разговор)

Шли по парку, говорили.
- Вот странность, - сказал я, - я неоднократно наблюдал, как человек создает чеканную, блестящую формулировку, после чего поступает так, как будто не он три дня назад сформулировал правило практически всей своей жизни.
- Тебе это странно? - сказал мой спутник.
- Ну да.
- Но ведь это общечеловеческое - формулировка не есть решение.
Я даже остановился.
- Как это может быть, - сказал я. - А зачем еще формулировать?
Мы сели на макушке холма, свернули сигареты, закурили, и только тогда мой спутник ответил.
- Ради болтовни, например. Ради самой красоты формулировки. Люди очень редко пользуются формулировками как решением. Это качественный скачок, он совершенно необязателен. Смотри, я могу сейчас сказать: вот был бы кайф, если бы все лисы в округе были зелеными!
Он повел широки жестом, охватывая округу: свежескошенные луга, редкие острова деревьев. Я представил себе среди этого темно-зеленых лис. С белыми кончиками хвостов, конечно.
- Но они же не станут от этого зелеными, верно? Это и есть болтовня.
Я помотал головой.
- Нет, у меня все было бы иначе. Я бы поймал одну лису, выкрасил бы ее в зеленый цвет и посмотрел бы, хорошо ли это. И если бы это было хорошо - то да, вот был бы кайф, если бы все, потому что так и есть.
- Это значит, что у тебя сначала идет действие, а потом формулировка.
- Ну да. Все мои формулировки сделаны постфактум, на основе уже отработанного опыта.
- У людей не так. Они забывают свои формулировки через семь минут. Они находят код - и забывают его, просто не успевают сделать руководство к действию, у них нет связи между формулировкой и действием. Не щелкает.
Я подумал: интересно, поэтому они считают, что можно чувствовать одно, говорить другое, а делать при этом - третье? Нет, не лгать, направленно лгать - это совсем другое. А действительно не иметь связи между тем, что чувствуешь, думаешь и делаешь?
Мы докурили, спустились с холма, разговор перескочил на что-то другое.
А в кустах скрылся белый кончик лисьего хвоста. Рыжего, конечно. Нечего тут распоряжаться в чужом парке.


P.S. Текст текстом, а я хочу спросить, вот как спросил уже - а как у вас? Появляется вдруг - в голове или приходит извне - четкое понимание, что именно нужно. Или как именно нужно. Или даже не очень четкое. Вот, к примеру, прочли вы где-то про те самые 7 тысяч часов. Что-то, о чем вы точно знаете - оно сработает, причем с большой вероятностью - именно у вас. Хотя и само по себе красиво.
Что будет дальше? Расскажите, если можете.

This entry was originally posted at http://a-str.dreamwidth.org/501764.html. Please comment there using OpenID.

[identity profile] svinxa.livejournal.com 2012-08-31 11:42 pm (UTC)(link)
есть еще и зазор между щелчком от формулировки и решимостью бросить все прочие дела ,переловить всех лис в лесу и выкрасить им хвосты. вот у меня он обычно трудно преодолимый.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-08-31 11:44 pm (UTC)(link)
ага. верно.
но вот скажи мне - у тебя сначала опыт, потом по нему формулировка - или сначала формулировка, а потом - опыт, ничего, труднопреодолимый зазор и так далее?

[identity profile] svinxa.livejournal.com 2012-09-01 12:00 am (UTC)(link)
а по-разному. чаще сначала опыт, но бывает, что формулировка приходит сама, будто ее кто-то подсказывает, я этого вообще раньше не знала, и вдруг оно появляется. возможно, в таких случаях все же был неотслеженный толком опыт, как бы незначительный и забытый, а может быть и правда это подсказки мироздания, вот уж не знаю.
это бывает вот буквально как у Марты в рассказе - кто-то прошел мимо, сказал что-то свое - и щелкнуло.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 12:09 am (UTC)(link)
и вот когда у тебя появляется это знание, если оно как руководство, ты что делаешь?
прошел кто-то мимо, сказал свое, например - черт, надо в отпуск (или менять работу), и у тебя щелкает со страшной силой, да! именно! - вот что после этого?

[identity profile] 00000001.livejournal.com 2012-09-01 12:13 am (UTC)(link)
Здесь есть другой разрез ещё. Знание ( оно не болтовня ) не всегда доступно.
Можно получить путем опыта действительное знание о своей жизни, и даже оно станет настолько ясным, что сможет облечься в слова....но не настолько уверенным ещё, что бы человек смог так жить всегда.
Он уже может так по немногу, и это растет когда он так, способность быть так растет. И потмо он сможет вообще всегда.
Не обязательно люди говорят бла бла бла и не делают. Может они говорят и делают, но ещё не всегда. Не знаю как отличить одно от другого, они, конечно, совершенно разные.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 12:20 am (UTC)(link)
то есть мешает нечеткость формулировки?
или то, что рядом маячит "да, мысль интересная, и надо бы попробовать, но недосуг"?
в чем осечка? в самой формулировке (недостаточно четко) или в силах на реализацию?

(если человек начинает делать, потом срывается, потом опять продолжает делать, и так до бесконечности - это все равно следование решению, пусть и пунктирное. все равно будет идти по нарастающей. семь срывов - восемь раз начать заново.)

[identity profile] khein.livejournal.com 2012-09-01 12:48 am (UTC)(link)
у меня формулировки чаще всего рассеивают мороки. То есть действуют как бы сами.
вот я мучаюсь, мучаюсь чем-нибудь, а потом щёлк - формулировка. И мучение проходит.

[identity profile] tivel.livejournal.com 2012-09-01 01:03 am (UTC)(link)
Я такие озарения на тему того, что именно нужно делать, записываю в отдельный дневник хотя бы в общих чертах. Потому что, проверено, забываю даже то, что не где-то прочитано и не само по себе возникло, а на собственном опыте один раз сработало и явно подходит для всех аналогичных ситуаций. Соответственно, дневник периодически перечитываю, не весь, там много, но кусками - каждый раз многие формулировки удивляют. Особо важные мысли записываю на бумажки и вешаю на шкаф, хотя бы несколько ключевых слов, кусок какой-то фразы. Тоже иногда перечитываю. Дальше, если мне удаётся формулировку вспомнить в момент, когда она нужна, она обычно работает. Некоторые такие вещи потом становятся автоматическими, некоторые после какого-то времени использования теряют актуальность (появляются более общие правила, или полностью меняется ситуация, или ещё что-нибудь такое), какой-то процент забывается. То, что забылось, иногда потом вспоминается заново (прочитывается в дневнике, придумывается заново, вычитывается где-то у других людей с последующим вспоминанием "я же это один раз уже придумала и забыла") и идёт по второму кругу.

Но надо отметить: все такие формулировки обычно касаются действий, дающих результат практически сразу. Я не припомню, чтобы такое понимание "как нужно" требовало бы долгого применения метода до появления существенных результатов.

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 01:16 am (UTC)(link)
то есть они у тебя больше на эмоции, чем на действия?

[identity profile] a-str.livejournal.com 2012-09-01 01:17 am (UTC)(link)
да, это метод.
очень рабочий, должен сказать.

[identity profile] julia-173.livejournal.com 2012-09-01 01:22 am (UTC)(link)
Да, мне кажется, что это можно сравнить с каркасом и строением, формулировка - каркас, а далее следует кропотливая работа, камень на камень, иногда она идет быстрей, иногда медленнее, иногда замирает совсем, или даже часть здания рушится, часть проекта меняется. Но эти формулировки, по-моему, необходимы, они дают основу, направление внутренней работе. Еще мне кажется, что невозможно себя закончить и жить потом не меняясь, этаким венцом творения, потому что мир вокруг и впредь будет меняться, влиять на нас извне. Стоит также учесть то, что метафоры ограничивают истину, они - от бедности, оттого, что в языке не хватает слов и понятий, приходится находить сравнения в окружающей среде. Поэтому, человека можно, конечно, сравнить в каких-то аспектах с самостроящимся домом, но это лишь грубая одноразовая метафора, не больше.
А описанное противоречие, возможно, выглядит абсурдом лишь в глазах посторонних, все мы друг другу незнакомцы, даже самые родные способны удивить. И если удивленному больно, он должен сам понимать, что никто никогда не делает невозможного, а все возможное - случается. Поэтому удивляться действиям другого человека - напрасная трата сил.

[identity profile] julia-173.livejournal.com 2012-09-01 01:30 am (UTC)(link)
Я еще немного подумала, и, используя опять метафору дома, возражу вашему собеседнику: формулировка - есть решение, но не окончательное решение ВСЕГО, потому что у жизни не одно правило, какое бы важное оно ни было. Формулировка, следовательно - промежуточное решение, какая-нибудь завершающая один этаж здания балка.
Мне кажется, вы очень и очень правы: это именно пунктирное следование, а не измена принципам, если такие формулировки рождаются, значит работа идет, на пустом месте, во лжи, они просто не могут родиться.
Edited 2012-09-01 12:58 (UTC)

[identity profile] 00000001.livejournal.com 2012-09-01 01:39 am (UTC)(link)
Нет нет, формулировка здесь вообще не играет роли:) Она здесь следствие понимания, изменения, а не причина.
Вот я поинмаю, что ненависть бессмысленна и в этот же момент во мне происходит отказ от нее, он сам происходит, из-за этого понимания, и я вдруг чувствую любовь к тем, кого раньше ненавидела.
А потом кто-то меня сильно обидел и я не удержалась в осознанности, и снова свалилась в ненависть, потом распознала её и снова обнаружила понимание , что нет в ней смысла, и я её не хочу. И так потихоньку я справляюсь с более сложными и сложными ситуациями, пока и вовсе эта привычка реагировать ненавистью не оставляет меня в покое :)
Извиняюсь за пример такой, просто я как чукча сейчас, чем занята вся , о том и примеры все время.
Я думаю здесь вот конкретно, в этом примере, осечка в способности сохранять осознанность. Стало быть да, в силах на реализацию. Не в формулировке.

Да, это следование решению. Просто это выглядит внешне как разговоры о...
ext_613270: (пфф)

[identity profile] fonyarkopff.livejournal.com 2012-09-01 01:49 am (UTC)(link)
у меня формулируется обычно постфактум, после опыта.
но иногда бывает такая удачная формулировка, что невыносимо хочется подкрепить её опытом, чтобы она прям как настоящая стала.

[identity profile] khein.livejournal.com 2012-09-01 02:01 am (UTC)(link)
да. но это некоторое действие)))

[identity profile] fair-lady.livejournal.com 2012-09-01 02:10 am (UTC)(link)
Оу. Разве есть такие формулировки, которые точно сработают, если в ситуации задействованы другие люди?
Не верю.
То есть, про семь тысяч часов верю. Но тут ты только с собой имеешь дело.
Научиться хорошо рисовать, например - реально. А вот зарабатывать этим - уже не факт, тут как повезет.
И выйти замуж так, чтобы семья была счастливой - нет методики, никакой. Хоть семьдесят тысяч часов старайся.
Либо случится, либо не случится.

[identity profile] change-focus.livejournal.com 2012-09-01 02:46 am (UTC)(link)
У меня всегда после опыта, но не всегда после осознанного опыта. Инсайтами чаще. Когда формулируется - офигенное ощущение кристальной ясности и «правильности» внутри чтоли.. Это ощущение даёт в общем-то и энергию к дальнейшему действию, соответствовать формулировке, но хватает этого не на долго.
Наверное до первого столкновения с какими-то внутренними блоками,эмоциями,привычками - то есть, сбивается ход на именно на привычную колею, привычное мышление,действия на автомате.
Для себя пока единственный путь вижу - постепенно превратить формулировку в привычку.
А оно и само как-то так происходит. Четкость понимания чего-то даже и после инсайта потом неоднократно отшлифовывается дальнейшим опытом, приходит более точная - и так этапами,и постепенно проявляется в жизни чаще.. Потом входит в привычку.

[identity profile] vsparrow.livejournal.com 2012-09-01 03:20 am (UTC)(link)
вы с реальным человеком разговаривали, или это литературный прием?

Но ваш собеседник прав, конечно. Большинство толстяков не хотят быть толстыми и неуклюжими. Из многих, кого "задолбала эта страна", уезжают единицы. И так далее. Хотя здесь-то все ходы и решения давно известны и не особенно сложны. Слова - словами, а дело - редкость.

[identity profile] yago-back.livejournal.com 2012-09-01 03:48 am (UTC)(link)
Задумалась... Оказалось, что я действительно часто формулирую просто ради формулировки. Красиво, решительно сформулировала решение - и вроде полегче стало. А само решение как-то... не принялось) Глупость, конечно. Получается, как будто формулировка для очистки совести, что ли.

[identity profile] ooka-san.livejournal.com 2012-09-01 04:32 am (UTC)(link)
Некоторое время тому назад, когда жизнь была не так хороша, как сейчас, я читала книжки, которые мой выросший сын называет "попсовой психологией"...одна из них (В.Шутц "Глубокая простота") подарила мне незабываемую формулировку "Нет проблем, есть неприятные решения". Формулировка, заметьте, не моя, но ведь щелкнуло! и привело к ряду действий, которые, в свою очередь, привели меня в состояние гармонии с собой.
С тех пор мои личные формулировки образуются на основе опыта, а как же. Правда, от этого они имеют очень узкое, исключительно личное применение. Я как-то очень ярко понимаю, что то, что легко для меня, кому-либо другому окажется неподъемным))))

[identity profile] slik-klik.livejournal.com 2012-09-01 05:08 am (UTC)(link)
Вот присоединюсь. Аналогично. Эмоция какая-то внутри блуждает (и чаще всего, увы, мучает), но если смогла сформулировать - все! Осознала, приняла и пережила.

[identity profile] aknost.livejournal.com 2012-09-01 05:19 am (UTC)(link)
Так ведь формулировка напрямую не связана по причинности с действием. И это не парадокс - это одновременные слабосвязанные процессы с большим множеством связанных источников.
Мнение о причинности, в данном случае, - привычка замечать, обращать свое внимание сперва на готовую формулировку и искуственно тормозить действие, ссылаясь на якобы отстутствие формулировки. Либо наоборот, выбирать действие закрывая глаза на формулировку, даже когда она "на кончиках пальцев" или маячит перед глазами ("не ... против ветра" :).

За заметку огромное спасибо. На уровне формулировки опять себя убеждаю "не болтай так много. даже со смыслом, даже с ключевой концепцией - на дело это влияет не больше хорошей оплеухи".
Edited 2012-09-01 05:23 (UTC)

[identity profile] coffeeandplace.livejournal.com 2012-09-01 05:46 am (UTC)(link)
А у меня в плане соотношения формулировок и перемен (действий) бывает и до, и после, а чаще всего - вместо. То есть, сформулируешь причину, по которой что-то делаешь - так, краем глаза, окраиной сознания - и действие уже или не совершается, или перетекает во что-то другое (не знаю, правда, хорошо это или плохо, возможно, это растёт из моей привычки молниеносно реагировать и только потом разбирать полёты). И да, формулировки чужие, но клёвые - записываю, если нет времени обдумать. Часто они идут в сочетании с каким-то опытом, а иногда события происходят прямо по горячим следам сформулированнных каких-то вещей, прямо как подтверждение, что ли. Чужие формулировки при этом могут быть абсолютно не по моей мерке, это, наверное, нормально.
А вообще, самые важные вещи всегда почему-то происходят молча, видимо, это моё сознание пытается не спугнуть вдохновение или волю. Как-то так)
Edited 2012-09-01 07:46 (UTC)

[identity profile] soyka62.livejournal.com 2012-09-01 06:09 am (UTC)(link)
интересно... у меня, совершенно точно, сначала действие, а потом формулировка. мне просто необходимо пощупать, понюхать, надкусить. бывает, что формулировки приходят до, но тогда я и сама их не понимаю. как будто выучила песню на неизвестном языке. или приснился сон, не понимаешь, о чём он. и только когда выучишь язык или сон сбудется, знаки и звуки обретают смысл.

[identity profile] kotomyava.livejournal.com 2012-09-01 06:31 am (UTC)(link)
Бывают формулировки "до щелчка" и такая формулировка автоматически меняет внутри какие-то позиции безвозвратно.
Вот месяц назад в жж одного психолога я прочла про нарциссов, жертв, созависимость и выбор палки, которая будет бить больней, как в привычном детстве под пятой нарцисса. Меньше чем за сутки в голове отменились родительские установки, оценки, сценарии поведения, список прав и преступлений, список запретов и разрешений, ну и прочее. Вот реально целый огромный пласт ушел в архив с пометкой "недействительно".

Сперва стало тихо и непривычно, пришлось чему-то учиться заново. А через некоторое время пошел откат. Старые формулировки тюкали по мозгам, но вместо принятия секунд так через 10 включался наблюдатель и спокойно указывал фоормулировкам на дверь. Этот процесс идет и сейчас.

Чаще всего формулировки внутри рождаются под действием извне и либо втыкаются как пазл, либо выносят пласт. В первом случае кардинальной перестройки не будет, во втором - меняется многое, а цепная реакция идет долго.

Второй этап лично у меня - проверка на стойкость, через внутренний конфликт.
Либо выстоишь, либо нет.
И он идет долго и жестко. И далеко не всегда с победой.

Это как переход от спасительной "это они со мной такое делали с рождения" в спокойное и осознанное "это я делала с собой, используя их как предлог и возможность, с самого рождения". Не "они подавляли любую способность к сопротивлению", а "мне было проще стать грушей для битья, чем ставить на место тех, кто сильней и обладает надо мной властью". Не "они ломали меня всеми доступными способами", а "я позволяла ломать себя и разрушать свой мир их руками".

А еще бывают формулировки как запрос к миру. Я не знаю этого, пока меня не спросишь. Но в момент, когда задается вопрос, готовый ответ уже существует. И тут работаешь ретранслятором в мир, инструментом для получения ответом от МРЗД.
И вот сейчас я поняла, что их надо записывать, потому что забываю.

Page 1 of 6