a_str: (прага)
[personal profile] a_str
Когда долго не видишь никого или почти никого из тех, с кем привык говорить, начинает казаться, что все происходящее вокруг - либо несущественно, либо невербализуемо. Поэтому приходится делать усилие, чтобы вербализовывать - и несущественное в том числе, сбывать его, вылепливать, тщательно, как произведение искусства, постоянно помня, что оно - несущественно, и это не мое субъективное мнение, а реальность, вполне объективная, на кокетство не спишешь. Множество вещей в этом мире несущественны, пока не начинаешь заниматься ими вплотную, вдыхая в них жизнь, историю, слово и цвет.
Я думаю, что таким образом и создается душа.
Дело в том, что ее нет. Вот какой-то такой, особенной и единственной - нет ее. И в то же время есть - как особенна и единственна каждая капля воды в общем водовороте. Что дух веет, где хочет, и его всегда одно и то же количество в отсутствии пределов вселенной, как всегда одно и то же количество воды в пределах нашего мира. Что точно так же, как вода наполняет здесь все, даже песок в пустыне, дух наполняет свои территории, не умаляясь и не увеличиваясь, - проникая.
А у человека есть некая точка, может быть, невероятно малая, которая отзывчива на эти веянья и круговороты духа; некая полость, дыра, нечто, что постоянно сквозит, и тянет, и заставляет наполнять смыслом любое действие - не ради результата, ради процесса. И что дух течет через человека, как вода через почву, и можно отдавать ей все, что у тебя есть, а можно превратиться в глину - и закрыться, или по крайней мере думать, что закрылся. И что любое действие сквозь эту дыру, даже очень малое, двигает так много, что часто его, это малое действие, невозможно отследить и невозможно в него поверить, как невозможно поверить в то, что война была проиграна из-за единственного гвоздя, выпавшего из подковы.
Можно воспринимать себя как инструмент - и настраивать себя, и отлаживать, и учить отзываться на сквозняк музыкой. И это будет называться взращиванием души, хотя на самом деле - это способ передать из себя-почвы что-то для роста кому-то еще. Можно воспринимать эту точку как точку боли (и только боли) - и просто чувствовать ее и говорить "душа болит", и это будет так же правдиво, хотя не будет музыкой или передачей или вообще участием в круговороте. Можно ее вообще не воспринимать. А любой процесс мерять только результатом, отмахиваясь от всех напоминаний, где именно будет этот результат лет эдак через двести.
(Хотя, кажется, придти к тому, чтобы она совсем не болела - невозможно, да и не нужно.)
Но всегда вопрос будет упираться даже не в "есть что-то кроме меня", а в "есть что-то, кроме смерти". Потому что именно эта точка, малая, крохотная настолько, что при желании ею можно пренебречь, - и есть точка отсутствия смерти, та самая точка, где смерти нет и быть не может, потому что дух слишком занят, слишком в работе, слишком никогда не перестает, чтобы смерть хоть сколько-нибудь удерживалась там. Она вообще не выносит и чахнет, когда на нее не обращают внимания.
К чему я это все. К тому, что если удается именно в эту точку поместить собственное внимание или хотя бы его часть, начинается та самая вечная жизнь, которая есть, здесь, сейчас, всегда.
Правда, при этом регулярно кажется, что все, происходящее вокруг - существенно одинаково (или одинаково несущественно) либо невербализуемо.
Но это именно кажется. При должном усилии можно действовать вопреки этому мороку.

This entry was originally posted at http://a-str.dreamwidth.org/516579.html. Please comment there using OpenID.

Date: 2012-12-26 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] alisa-q.livejournal.com
Интересно. Я как раз сегодня подумала, что хорошо бы, чтобы Вы написали. Хоть пару строчек.
Вот и слова Ваши "сквозит и тянет" отзываются. Спасибо.

Date: 2012-12-27 01:20 am (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
дел много, как обычно после конца одного света и начала другого :)
да и пишется больше в бумагу.

Date: 2012-12-26 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] lidiatorti.livejournal.com
потрясающе сильно написано...и точно

вот только как найти эту точку:)?

Date: 2012-12-27 01:19 am (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
боюсь, что только упражнениями :)

Date: 2012-12-26 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] marijata.livejournal.com
Астр, ваши посты раз за разом заставляют меня на миг пожалеть, что в ЖЖ нет кнопки like ;) И тут же порадоваться: можно про себя согласно кивнуть и написать - "спасибо" :), а не ставить безликий какой-то like.
Люблю Вас читать :)
Спасибо ;)
Edited Date: 2012-12-26 09:11 pm (UTC)

Date: 2012-12-27 01:18 am (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
"спасибо" мне как-то гораздо понятнее и ближе. хорошо, что кнопки нет, должны же блюстись хоть какие-то различия :)

Date: 2012-12-26 09:14 pm (UTC)
From: [identity profile] skvonk.livejournal.com
спасибо.
:)
и с праздниками, с праздниками!

Date: 2012-12-27 01:17 am (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
да, праздники нынче удались :)
и вас :)

Date: 2012-12-27 04:46 am (UTC)
From: [identity profile] flying-away.livejournal.com
спасибо.
актуально... всегда)

Date: 2012-12-27 04:58 am (UTC)
From: [identity profile] mirabell-doril.livejournal.com
Наверное, я пока не умею вопреки этому мороку...
Поместив свое внимание в эту точку, я могу только блаженно-отрешенно наблюдать за происходящим, одинаково существенным.... несуществующим.

А чтобы действовать, я смещаюсь в другие, более привычные точки. Тогда появляется разница и значимость чего-то, и можно действовать, но кажется, что эффективность действий из Той точки могла бы быть гораздо выше.

Как научиться действовать отТуда?

Date: 2012-12-27 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
мне думается, что если человек чувствует эту область и помнит о ней, он в любом случае ее задействует.
в той или иной степени.

Date: 2012-12-27 05:11 am (UTC)
From: [identity profile] mirabell-doril.livejournal.com
Точнее, эта точка... она для меня даже не точка, а действительно внутреннее пространство, в котором невыразимо прекрасно. В него можно погрузиться своим вниманием и просто наблюдать переливы, игру света, танец.

Даже посреди бури, если удасться скользнуть туда, все замирает и можно увидеть волшебное. Словами не передать (или я пока не умею передавать).

Но мне там слишком хорошо и красиво, а выразить это вовне для других не могу. Ужас в том, что оттуда иногда кажется, что других-то и нет вообще...

Впрочем, кажется, на мои сегодняшние вопросы Вы ответили в самом посте (только я не сразу увидела). Учиться настраивать себя как инструмент. Пока совершенно не понимаю, как, но за эту заметку благодарна очень:)

Date: 2012-12-27 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
почему бы не попробовать действовать так, будто других действительно нет? что вы станете делать, если принять это за объективную реальность? :)
может оказаться, что это ни на что не влияет.

Date: 2012-12-27 05:36 am (UTC)
From: [identity profile] sara-bara-by.livejournal.com
Да, приятно себя осознавать тем, в ком есть эта крупинка безвременья, как Божья искра или как что угодно другое, только однозначно требующая моего внимания и присутствия, как ответственного обхождения с ценностью.
Спасибо Вам:)

Date: 2012-12-27 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] wolfsister-van.livejournal.com
Спасибо)

Date: 2012-12-27 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] juvenelle.livejournal.com
спасибо!

Date: 2012-12-27 07:39 am (UTC)
From: [identity profile] pantera-ra.livejournal.com
Спасибо! )
И с прошедшим Рождеством и наступающим Новым годом ;)

Date: 2012-12-27 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
спасибо, да, у нас год уже переломился :)

Date: 2012-12-27 08:27 am (UTC)
From: [identity profile] asia-datnova.livejournal.com
спасибо)
Это еще и очень вовремя

Date: 2012-12-27 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
рождество располагает, видимо :)

Date: 2012-12-27 09:11 am (UTC)
From: [identity profile] mo-mcgee.livejournal.com
Угу. Да. Наверное, оно. Возможно. Всю жизнь преследует ощущение... ну, вот слово "дыра" срезонировало... как будто есть некое пустое место. Всегда думала, что это отсутствие, недостаток, что-то потерянное, и всю жизнь искала... А оно не находится, хоть что делай, не заполняется, пролетает насквозь. Теперь даже не знаю. Может, оно не заполняемо в принципе... :?

И да, понимаю, о чем народ выше говорит: иногда хочется в ответ на слова просто кивнуть или улыбнуться, потом вспоминаешь, что не в реале :) Просто ощущение возникающие в ответ на слова они такие... невербализуемые, да :/

Date: 2012-12-27 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
я думаю, что да, заполнить невозможно, можно только уравновесить.

Date: 2012-12-27 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] pechkin.livejournal.com
Да, пожалуй, кроме "спасибо", тут ничего не скажу. Хотя долго обдумывал ответ, часа три.

Date: 2012-12-27 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
мне тоже довольно часто нечего сказать, кроме "спасибо". а потом появляется что-то, что могло бы быть и ответом, но обрастает, и получается просто высказаться, безадресно.

Date: 2012-12-27 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] chingizid.livejournal.com
ого. совершенно невыговариваемые штуки же.

Date: 2012-12-27 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
вот кто мог подумать, что родиться здесь во плоти - это будет даже не полдела, а? :)
казалось бы, по сравнению с этим все остальное - сущие семечки. а вот. но мы как-то справляемся, и это хорошая новость :)

Date: 2012-12-27 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] chingizid.livejournal.com
ох. да все бы могли подумать! :) ясно же, что (любое) рождение само по себе не цель, а средство.
но это не умаялет удивления перед фронтом работ конечно :)

Date: 2012-12-27 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
да, фронт работ - источник эмоций бесконечный, это уж точно :)))

Date: 2012-12-27 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] wool-bulb.livejournal.com
Спасибо Вам, спасибо, что напомнили!
Тот многоголовый товарищ, что учил меня не спать во сне, так же как-то показал что у меня есть хвост, а на хвосте волоски (не сметесь!). И нужно взять один волосок, натянуть его как струну, и на нем играет "Ветер жизни". Он рассказывал что очень важно научится слушать эту музыку, потому что именно, по большому счету, для этого душа и рождается в теле. Помню как тренировалась слушать свою струну много лет подряд. Сидела как-то на уроке, в школе, сморела в окно, и прислушивалась к колебаниям струны. А учитель говорит: "Можешь вернуться к нам, тот тракторист который тебе нравится ушел на обед!"
Тут действительно помогают только годы тренировок. Потом уже все происходит автоматически.

А еще моя хазарская бабушка вместо "душа болит" говорила "ецен пеша" что по ее мнению означало что кусок души оторвался и ушел побродить :)

Date: 2012-12-31 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
хорошо, когда они, набродившись, возвращаются :)
Powered by Dreamwidth Studios