a_str: (Default)
[personal profile] a_str
Недавно в одном разговоре упоминались бумажные письма, жаль, мол, что все это миновало - исписать десять страниц и потом две недели ждать ответа.
А я вдруг подумал - но ведь это именно то, что мы здесь делаем.
Пишем огромные письма, кто кому. Кто мирозданию, кто милому другу, кто всему человечеству в целом.
Комментарии к этим письмам, в общем-то, ответом считать нельзя, это так, перекличка - да, я прочел, и вот что пришло мне в голову.
А настоящие ответы пишутся потом, и совершенно не обязательно автору того письма, которое послужило первым толчком к мысли.

И вот я сейчас пишу такое письмо - не то чтобы это новость, нет, не новость, просто ответ. На письма, написанные и отправленные не мне, и даже не мною прочтенные, все равно, наша почта давно уже носится в воздухе, как хочет, хорошо еще, если не читает сама себя.
Дело в том, что, похоже, все так устроено. В смысле - две недели еще очень малый срок для настоящего ответа, на действительно настоящий, твердый, подробный ответ уходит гораздо больше времени.
Я сейчас вот о чем. Я о "да почему же ничего не получается", которое ходит за нами так часто и смотрит так пристально.
Все же, наверное, сталкивались: делаешь что-то, делаешь, уже не время от времени делаешь, а как следует, по нескольку часов в день - а результата нет как нет. То есть, может быть, какой-то точечный и есть, а вот чтобы большого результата, который бы сказался решительно на всем, что ты делаешь - нету его и все тут, и руки опускаются.
Те, кто брался изживать в себе какую-то неприятную привычку или пытался заставить себя изменить отношение к чему-либо, особенно хорошо знают, о чем речь.

Я это где-то прочел: человек, какой он есть сейчас, на самом деле никогда не результат того, что он делает сейчас. Он - результат того, что он делал некоторое время назад. Через год после того, как я начал - именно начал - заставлять себя делать по акварели в день, я вдруг понял, как работать с заливкой и чем флейц отличается от круглой кисти. Да, если бы я получил этот результат прямо тогда, когда раз за разом в начале недели размечал пять листов в альбоме - я чувствовал бы себя гораздо лучше. Это правда. Но я думаю о том, что вот эти вот потеки, вольные и прекрасные - результат довольно нерегулярных усилий год назад. Что же будет еще через год, мама дорогая, ведь я все это время вкалывал.
При неутешительной стороне этой благой вести есть все-таки очень утешающая сторона: у тебя не получается не потому, что ты не стараешься, и не потому, что ты бездарь, и вообще не почему, а потому, что это получится у тебя-через-некоторое-время.
Когда все внесенные изменения встанут на место и начнут работать. Когда они приживутся. Когда встроятся в позвоночный столб.
Не исключено, что все нюансы подвижки ты вообще сможешь вербализовать или хотя бы назвать по имени только после того, как подвижка будет закончена. Более того, скорее всего к тому времени ты уже начнешь новую подвижку. Сколько раз я слышал: ну вот, сбылось то, что так хотелось, а куда оно мне теперь? Потому что старые цели уже не интересуют, у нас уже новых вагон и маленькая тележка, а как мы за это бились, уже и забыто. И возникает ощущение, что только бьешься и бьешься.
Во-первых, это правда. Бьешься всегда.
Но во-вторых, это не правда. Не только бьешься.
Ты и не заметил, на что именно поставил новую цель. Тебе кажется, что вообще у самого ее возникновения была тысяча внешних причин - так сложилось.
Но это не совсем так. Оно, конечно, сложилось. Но поверх той кладки, которая была уже сложена, зацементирована и утрамбована, а ты и не заметил, как.
Собственно, поэтому чем дальше от нас по времени ошибка, тем тяжелее ее исправлять. На ней уже выстроено, это во-первых, а во-вторых - тот, кто ее сделал, уже изменился. И изменился он тоже на ней, на этой самой ошибке, она уже часть жизни, поди, отрежь ее по живому.
Поэтому так долго и тяжело разбираются те камни, которые самые первые - ты же на них стоишь, идиот, обрушишь всю постройку, не выживешь!
Но фокус в том, что тот, кто это разбирает, или учится, или добивается своего - любой тот-кто-сейчас бьется и ничего у него не получается - этот любой на самом деле начал гораздо, гораздо раньше. Сам не заметил, может быть, как начал, любому сознательному действию предшествует огромная связка действий неосознанных - прежде всего потому, что они, в свою очередь, базируются на еще более дальних и незаметных действиях.
Когда мы получаем первый результат, мы на самом деле получаем его из прошлого. Более того, этот первый результат далеко не первый, просто он - первый, который мы действительно заметили. Поэтому так часто первый результат ощущается таким огромным авансом - я же вроде бы еще ничего не делал, а вон как!
После этого мы начинаем сознательно работать на результат, и, конечно же, второй выходит гораздо бледнее. Потому что вот теперь на него потрачено замеченное время и замеченные усилия. А они никогда не так велики, как неосознанные - те-то складывались месяцами незаметной работы.
Но зато, когда мы получаем первый результат, самое прекрасное в нем то, что он - первый. То есть будут еще, еще и еще, главное - не бросать.

Это письмо тоже написано и прожито уже очень давно. Примерно пару месяцев назад. Но было бы жаль не записать его в итоге вовсе.

This entry was originally posted at http://a-str.dreamwidth.org/493454.html. Please comment there using OpenID.

Date: 2012-07-17 01:39 am (UTC)
From: [identity profile] nimeo.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2012-07-17 03:34 am (UTC)
From: [identity profile] tosainu.livejournal.com
Абсолютно верно всё.
(меня отдельною строкою еще одна вещь постоянно удивляет - ты формулируешь штуки, к которым я пришла ровно в твоем нынешнем возрасте, хехе).

Date: 2012-07-17 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
(ворчливо) что ж тут удивительного - раскачался я что-то последовательно делать исключительно к сорока годам, до того все было довольно хаотически.

Date: 2012-07-17 04:03 am (UTC)
From: [identity profile] bezzbashni.livejournal.com
Спасибо. Мне это очень вовремя.
Как раз этой ночью задавалась вопросами сколько же можно, доколе и уже когда, наконец.

Date: 2012-07-17 05:17 am (UTC)
From: [identity profile] mulmertir.livejournal.com
Точно... Очень точно.

Date: 2012-07-17 05:31 am (UTC)
From: [identity profile] mimoletnost.livejournal.com
Самое замечательное в этом процессе, когда в результате дополнительных "танцев", изменения или результаты приходят быстрее, но моей памяти - с месяц можно подождать.
И от этого такая эйфория, крылья вырастают.

А еще, очень поучительно делать переодически срезы собственных целей, подробно подробно записывать, а потом например через год возвращаться и ставить галочки. Просто поразительно какое количество исполняется. Но при этом большая часть из исполнившегося кажется чем-то естественным и совсем не удивляет. Уходит в другой слой,да.

Date: 2012-07-17 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] okolo-okeana.livejournal.com
спасибо!
я похожее формулировала примерно так - что для воплощения любого свершения необходимо затратить какой-то ресурс - не важно, что именно - время, деньги, духовные силы, еще что-то. происходит накопление, а потом сам переход... именно это осознание и вера, что свершение обязательно произойдет, дают силы биться, потом еще биться, и еще...
и к тому же, когда бьешься, чувствуешь себя живым. попробуй перестать биться )

Date: 2012-07-17 06:13 am (UTC)
From: [identity profile] change-focus.livejournal.com
Да.. А когда человек меняется резко, в короткие сроки (чаще под влиянием чего-то очень сильного) - вот как раз кладка базовая из-под ног выбивается, а замены нет - чаще люди просто срываются, сходят с ума, разваливаются,психика, и не только она, не выдерживает.
Изменения да, они резкие - просто опасны для целостности, для жизни.

Date: 2012-07-17 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] serezha.livejournal.com
Хм. Пять лет назад (http://serezha.livejournal.com/158872.html) мне пришла (в голову) идея о способе "медленного" общения, заставляющего, по идее, писать только вдумчивые посты и вдумчиво же на них отвечать:


1. Пост становится виден всем только через сутки. За это время автор может обдумать и уточнить Мысль.
2. Комментировать можно не сразу, а только через час/день после появления поста. Таким образом предотвращаются спонтанные и поверхностно-эмоциональные смайлики, кг/амы, первые нахи и т.п. Дело в том, что достаточно просто подождать некоторое время, и мысли выстоятся, выстроятся и организуюцца в "подсознании" сами. То же, что "считать до десяти" в случае внезапной вспышки нервов.

Date: 2012-07-17 08:17 am (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
ну, во-первых, можно не выкладывать написанный постинг :)
я вообще их в ворде пишу и, бывает, не один месяц.
а что касается комментариев - это полностью зависит от хозяина журнала. первый нах у меня может быть только случайно забредший, и я его просто не открою.
спонтанные иповерхностные отклики, судя по всему, тоже необходимы, причем всем. пусть будут. иногда достаточно "да" поставить, есть люди, от которых это "да" скажет мне очень много.

Date: 2012-07-17 07:21 am (UTC)
From: [identity profile] ro-nin.livejournal.com
Помогло.
Спасибо.

Date: 2012-07-17 07:43 am (UTC)
From: [identity profile] selenalena.livejournal.com
спасибо за письмо. очень помогло! а то бьёшься-бьёшься))

Date: 2012-07-17 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] koshaika.livejournal.com
спасибо! а то я уж совсем было отчаялась.... и да, это ужасно раздражает, когда делаешь-делаешь и ничего....:(

Date: 2012-07-17 07:57 am (UTC)
From: [identity profile] kaitana.livejournal.com
как минимум утешительно

как раз думаю о том, что результат мы получаем позже, чем способны по-настоящему им насладиться. может, это и верно, поскольку не даёт расслабиться :) но он всегда нас догоняет в итоге, этот самый результат.

Date: 2012-07-17 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] 2morina.livejournal.com
спасибо за письмо.

Date: 2012-07-17 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] oven33.livejournal.com
А ведь вы правы.

Date: 2012-07-17 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] kakbirka.livejournal.com
"При неутешительной стороне этой благой вести есть все-таки очень утешающая сторона: у тебя не получается не потому, что ты не стараешься, и не потому, что ты бездарь, и вообще не почему, а потому, что это получится у тебя-через-некоторое-время. "
Спасибо!

Date: 2012-07-17 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] irkathena.livejournal.com
Спасибо нечеловеческое!
И человеческое тоже.
Именно сегодня мне необходимо было об этом напомнить.


а голубого лунного кота я носила на прошлой неделе :-)

Date: 2012-07-17 02:02 pm (UTC)
From: [identity profile] mongoligrok.livejournal.com
Спасибо. Очень вовремя.
Я только недавно осознал, что результатом усиленной зимне-весенней практики по цигун в 2010 году, стал бешеный взлет во всех сферах жизни осенью 2010...
И, блин, теперь надо забраться хотя бы туда же, а лучше еще выше.

Date: 2012-07-17 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] di-a-n-a.livejournal.com
Рада тому, что могу Вас читать и размышлять вместе с Вами. Нередко. И сейчас вот тоже - радуюсь... И благодарю. Спасибо!

Date: 2012-07-17 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] suslo118.livejournal.com
Я прочла, и вот что пришло мне в голову.
Совсем недавно впервые поймала ощущение подарка себе из прошлого.
Когда свершенным фактом становятся, скажем так, смелые желания, которые маячили перед глазами человека, который существовал, но изменился. Но при этом я помню, что за человек этого смело (или несмело) желал.
И для меня нынешней это не «достигнутая цель», а просто некоторое очередное изменение/событие. И, вот он, подарок себе из прошлого. Тот человек был бы в восторге, а нынешний пожимает плечами и флегматично рад за себя-прошедшего.

Date: 2012-07-17 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] olga-nedz.livejournal.com
это очень обнадеживающе звучит, очень!

Date: 2012-07-17 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] ooka-san.livejournal.com
Спасибо за послание - удивительно в тему личных размышлений: я думала, что есть некая инерция ткани мироздания, она деформируется не сразу и результат хотений поэтому позже. Но ваша версия полнее! И значительно логичнее.

Date: 2012-07-17 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] dagmar-real.livejournal.com
Как здорово! Спасибо большое, это настоящее письмо поддержки.

Date: 2012-07-17 10:26 pm (UTC)
From: [identity profile] lady-alisanda.livejournal.com
Спасибо за хорошие новости. =)

Date: 2012-07-18 09:32 am (UTC)
From: [identity profile] olga-podolska.livejournal.com
Спасибо, что записал! Опять же, оно и красиво получилось... внутри же все эти пару месяцев оно строилось, перед тем, как быть записаным.

Date: 2012-07-18 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] anchan-uk.livejournal.com
Ай спасибо!.. Да, все так. Заглянула к вам по перепосту из журнала [livejournal.com profile] irkathena[livejournal.com profile] irkathena

...и если повезет, и в процессе рисования по акварельке в день есть еще и обратная связь со стороны того, кто уже рисует - процесс пойдет в разы быстрее.

Пример. Люди, которые занялись фотографией для микростоков, обмениваясь опытом через горизонтальное сообщество русскоязычных сток-фотографов, прогрессируют в разы быстрее, чем обычные фотографы. Я за три-четыре месяца работы для микростоков узнала в несколько раз больше, чем за предыдущие десять лет фотографирования в спорадическом режиме. Разница - в большом обьеме вербализированного опыта других участников и обратная связь на каждое фото. Каждое фото для микростоков - это мини-проект. Фото надо придумать, сфотографировать, обработать в фотошопе так, чтобы оно прошло проверку инспектора, который сам является фотографом-профессионалом. Дальше фото попадет в базу изображений того же shutterstock.com (http://www.shutterstock.com/) и начнет (или не начнет) продаваться.

Еще пример. Если начать танцевать аргентинское танго в группе новичков, без частных уроков, где работали бы с личными ошибками и огрехами, процесс идет раза в четыре медленнее. И изменение менее заметным. Однако, сколько ресурса не вкачивай в это дело, подозреваю, меньше чем за три года мужчине не начать вести в танго. При обучении тела есть очень болшая инерция. И если в детстве не было телески, этот срок сократить дьявольски сложно. Аналогичная фишка с иностранными языками. Меньше чем за три года фиг заговоришь. Наоборот, по моему опыту, наиболее эффективно осваиваешь новую область, примерно через годик заполучив группу новичков, которые достаточно быстро начинают наступать на пятки...

...поэтому, имхо, как только человек осознает, куда же его волочет в этот раз и сознательно организует процесс, эффективность возрастает в разы.

Date: 2012-07-18 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] pechkin.livejournal.com
Я своему наставнику на тренировках рассказывал, как в свое время обучал Макса-Скрипача тому, что вообще такое импровизация. Знакомым я уже всем давно, должно быть, надоел с этим рассказом; не факт, что Максу самому приятно его слышать, да и вообще звучит это все, как "Арви Хакер показывает Умке рок-н-ролльные аккорды" - но суть рассказа в том, что со мной на тренировках происходит ровно то же самое. Максу понадобилось что-то около полугода; я тренируюсь уже скоро два года, как, и еще пока ничего не начало приходить; но Макс в начале месяца ездил играть на Каустиненский фестиваль.

Date: 2012-08-22 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] ribka-kat.livejournal.com
Здравствуйте.Не могу удержаться,пишу:спасибо Вам за этот пост!Что-то чудесное,так вовремя и так четко.Спасибо.И спасибо за рассказы))Как хорошо,что есть возможность поблагодарить "живого" писателя,в детстве такое и не снилось.Всего Вам наилучшего!

Date: 2012-08-22 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
спасибо на добром слове :)
Powered by Dreamwidth Studios