a_str: (Default)
[personal profile] a_str
Мы с М. тут разговорились по поводу этой книжки. Зачем она вообще такая на свете. И время от времени у меня в ленте проскакивает вопрос: а есть у вас в жизни судьбоносные книжки? Которые бы изменили навсегда? И всякий раз, когда я задумывался, о Погорельском я почему-то не вспоминал. Видимо, потому что не помнил. А вот разговорились и вспомнил.

На самом деле это очень тяжелая и страшная книжка, примерно как сказки Андерсена, только страшнее. Я ее прочел довольно поздно, сначала видел мультик, и он был именно сказка, а книгу прочел лет в двенадцать, наверное, или позже даже. Причем только потому, что попалась она мне с чьими-то потрясающими иллюстрациями, Дугина, может быть, или кого-то того же уровня.
Так получилось, что к тому времени у меня уже была дверка в подземное королевство и я, конечно же, страстно хотел о нем рассказать хоть кому-нибудь, и рассказывал. Королевство было замечательное, сложно устроенное, его устройство полностью объясняло, почему этот мир именно таков, и почему в этом мире именно таков я, а это была самая важная информация для меня на тот момент, мое Белое Зернышко, потому что - лиши меня тогда этого смысла, я бы лег и умер, я не шучу. К осмысленности мира я относился очень серьезно с какого-то катастрофически раннего возраста, и довольно быстро выяснил, что ни один из предлагаемых смыслов мне не подходит. Не объясняет все. Или объясняет многое, но не конкретно меня. (Я к двенадцати примерно годам неплохо знал не меньше шести или семи картин мира - олимпийскую греческую, индуистский пантеон, основы христианской парадигмы, парадигму торжества человеческого разума и любопытства, все в таком роде. Я же говорю, я очень серьезно относился к общему смыслу всего.)
И, конечно же, я уже пару раз сталкивался с унижением и тяжестью попыток объяснить свое поведение тем, что где-то есть подземное королевство, существование которого объясняет существование всего и меня в первую очередь. Оба (или сколько их было) раза это выливалось... ну, если коротко, то "я выбью из тебя эту дурь". Никакого волшебства не существует, (с) Вернон Дурсль, великий маггл. Я сейчас понимаю, что меня хотели защитить от катастрофического разочарования, которое непременно последует, когда миф начнет сталкиваться с реальностью. Но поскольку никакой годной картины мира взамен не предлагали, я не воспринимал это как защиту, конечно. Исключительно как агрессию.
И тут мне в руки попадается эта книга.
После того, как я ее прочел, я принял одно из важнейших решений в своей жизни - каждый раз, когда ты пытаешься магией или отсылкой к подземному миру объяснить свою беспомощность (почему-то именно беспомощность, я совершенно уверен, что если бы я, скажем, внезапную страсть прибрать свою комнату объяснил бы в духе "феи помогали" - это вызвало бы только радостную улыбку насчет "бурная фантазия у нашего мальчика, это хорошо") взрослым - твой мир оказывается в кандалах и уходит глубже. Я решил изо всех сил стараться никогда так не делать - да и вообще поменьше объяснять себя взрослым, - и решение это сильно облегчило мне жизнь, отклонения от него можно по пальцам пересчитать, и все оборачивались кошмаром, так что скорее утверждали в решении, чем наоборот.

На самом деле я до сих пор не понимаю, почему люди - все, не только родители - считают, что объяснять выдуманным миром или любыми только тебе присущими качествами твои неудачи - это означает оправдываться, а удачи - мило фантазировать. Если ты - море, то в тебе есть все, и смерть рыбакам, и жизнь целым странам, и это спокойно объясняется тем, что ты - море, никому в голову не приходит кричать "это не оправдание" и "ты просто не умеешь себя вести!" после девятибаллльного шторма. Может быть, дело в том, что море не выглядит как то, на что можно кричать или с чем можно справляться воспитанием.
И да, вот еще один вывод, который я не озвучил в том разговоре, потому что, кажется, сделал его совсем на каком-то нутряном уровне: в нашем мире первый министр двора подземного королевства запросто может выглядеть как черная курица, которую запросто же может поймать и зарезать кухарка. И другого способа бывать в нашем мире у первого министра может вовсе не быть. Но это совершенно не повод отказываться путешествовать по мирам.

This entry was originally posted at http://a-str.dreamwidth.org/514254.html. Please comment there using OpenID.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2012-11-25 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] teenixe.livejournal.com
Я книгу не читала, но мультик смотрела и он мне почему-то показался очень жестоко-жизненным, что вот так, одна ошибка и не получится ничего исправить и все так бесповоротно.
А про жизнь и ее объяснение, мне казалось, что я так все ясно вижу и так очень себя взрослой такой чувствовала, и многое из детства помню, и свои мысли при этом. А взрослые мне казались такими недалекими и пугливыми, стоит открыто назвать вещи своими именами и они начинали оправдываться и отнекиваться. Откуда во мне была такая серьезность?)) Мои родители часто ссорились, доходило дело и до ломаний предметов мебели, так я прибегала на каждый громкий звук и стояла между ними, думала, что уж очень они глупы, ссорятся и их нельзя оставлять наедине. Куда уходит детское бесстрашие? Ведь в детстве все было таким ясным.

Date: 2012-11-25 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] toplesss.livejournal.com
Наверное банальное сейчас напишу.
Каждый раз убеждаюсь, что "страшность" и "тяжелость" книжек - абсолютно субъективная все же категория. То есть сама по себе сказка не может быть ни страшной, ни тяжелой, пока не легла на конкретное "больное" место конкретного читателя.
Для меня Андерсен совсем не был ни страшным ни тяжелым. Историю Русалочки или Герды я читала, совершенно не отождествляя себя с этими барышнями, мои проблемы никак не пересекались с их проблемами и мне просто было интересно, что будет дальше. :) А вот Черная Курица была для меня жутчайшей из всех сказок (кстати я ее впервые узнала не из мультика, а из какой-то радиопостановки, где вся эта история подавалась вкрадчивым таким домашним голосом, как будто это моя совесть со мной разговаривала). И страшной она для меня была совсем по другим причинам, чем у вас. Она мне очень навязчиво как-то рассказала, что я вообще-то тоже, как и Алеша, не очень. Могу, например, захотеть чего-нибудь неправильного, такого, что мне совсем не полагается, и потом случайно, не сообразив, импульсивно практически, сказать или сделать что-нибудь такое, что приведет к Ужасным и Необратимым последствиям, Кандалам, Изгнанию и Вечным Мукам Совести.

Date: 2012-11-25 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] wool-bulb.livejournal.com
Как все верно.
Я как-то рассказала родителям, о том, что по ночам ко мне приходит трехголовый гость с кривыми ножами и учит меня не спать во сне.
Походы к психиатору, таблетки, диагнозы - вся мера родительского понимания.
То же после этого перестала делится своим внутренним миром со взрослыми

Date: 2012-11-25 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] mysticeha.livejournal.com
Недавно тоже задавалась этим вопросом у себя в блоге (http://mysticeha.livejournal.com/6170.html). Но такой единственной судьбоносной книги так и не вспомнила. В разное время это были разные книги. Каждая из них в нужный, наверное, момент открывала двери в новый, дополненный мир. В детстве это была сказка "Карлик Нос", которую я с замиранием сердца слушала на виниле. Она казалась мне жутко страшной, но очень интересной.

Date: 2012-11-25 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] salut.livejournal.com
Спасибо.
Я пришла к тому же выводу отдельно от книжки и несколько позже ее прочтения, но она породила во мне другой вывод: от волшебного мира ничего не нужно просить, вообще ничего нельзя именно хотеть для мира "реального" - это так или иначе его погубит. Его можно просто жить.
Вот прямо сейчас мне этот вывод очень пригождается, когда сын спрашивает, почему люди не видят фей: потому что феи им слишком нужны, раз поймав, человек их уже не отпустит, привяжет, уплотнит, заставит себе служить, даже и не коснувшись, безнадежно определит их под свои потребности.
Феи должны быть невидимыми, или они оказываются в кандалах.

Date: 2012-11-25 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
действительно, куда :)
меня этот вопрос всегда интересовал. непонятно.

Date: 2012-11-25 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
вот это действительно страшно. я имею в виду это "не очень".
к тому же, там не было импульсивно. по-моему, это важно.

Date: 2012-11-25 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
я вот спрошу: научил?

Date: 2012-11-25 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
халиф-аист - вот у Гауфа Самая Страшная Сказка! :)

Date: 2012-11-25 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
да, вообще-то, "сами все предложат и сами все дадут", что уж там.
назначение фей, рвущихся к человеку - служение человеку, иначе бы не рвались. это определенного рода узы, они обязательны.
это, конечно, не значит, что не нужно воспитывать из себя годного сюзерена :) очень даже нужно :)

Date: 2012-11-25 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] teenixe.livejournal.com
а меня пугала и завораживала сказка "Холодное сердце", все эти описания Шварцвальдского леса)).

Date: 2012-11-25 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] wool-bulb.livejournal.com
Да, научил.
Правда мне было тогда 6 -7 лет, и не нашлось кого-то рядом что бы объяснить как этим пользоваться. Пришлось самой разбираться.
А самое странное, что трехголового встретила спустя 15 лет на выставке буддисткой живописи в Эрмираже.

Date: 2012-11-25 08:48 pm (UTC)
livelight: (starlight)
From: [personal profile] livelight
> назначение фей, рвущихся к человеку - служение человеку, иначе бы не рвались

Я бы включил паранойю. Велик риск нарваться под видом феи на лукавого (с большой или маленькой буквы), который под видом служения или заведёт куда-то не туда, или что-то важное умыкнёт. С чего бы это они вдруг ломанулись все служить человеку (не побыть рядом, не посотрудничать, а именно послужить), причём именно этому?

Date: 2012-11-25 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] toplesss.livejournal.com
А мне казалось, что это у него получилось именно импульсивно, почти случайно. Он же не хотел рассказывать про тот другой мир и не рассказывал сначала, а потом, когда все покатилось под откос, все стали над ним смеяться, учитель стал на него кричать, он просто выкрикнул свою правду от отчаяния, в порядке самозащиты, она у него практически сама выкрикнулась. Во всяком случае, я тогда это именно так восприняла и прямо почувствовала, что я легко могу быть на месте этого Алеши. Это было мне очень страшно, да.

Еще я боялась рассказа про то, как Дениска кашу в окно выкинул. Того, который называется "Тайное становится явным". По той же причине. Он эту кашу выкинул практически в состоянии аффекта. А потом когда пришел дяденька в каше, вот этот денискин страх и ужас я прямо кожей чувствовала. Это я сейчас понимаю, что там мама была манипулятором, надавила на ребенка, чтобы он съел то, от чего его воротит, пообещав за это то, от чего он не может отказаться. То есть сама поставила Дениску в безвыходное положение и, соответственно, сама и виновата в том, что все так закончилось. А тогда я этого не понимала, а среагировала именно на то, что получилось, что он натворил Страшного, то есть оказался "не очень", сам того не желая и не понимая, что делает. Это при том, что вообще-то в отличие от Курицы, в Денискиных рассказах нет этой пугающей въедливой интонации, они довольно легко написаны.

Date: 2012-11-25 09:08 pm (UTC)
From: [identity profile] zelestina.livejournal.com
Во-первых, можно перепостить у себя?

Во-вторых, я совершенно не помню эту книгу. Помню свой панический страх перед книгой и мультиком, но сюжет не помню совершенно.
Мне отчасти повезло. Мои родители из театра, поэтому фантазийный мир воспринимался, как естественное продолжение рода. Хотя и не всегда. И вот это "невсегда" помню очень болезненно. А еще помню, что меня успокоило - Мэри Поппинс! Там есть диалог между близнецами и дроздом, когда он им рассказывает, что когда вырастает первый зуб, то человек забывает, как это разговаривать с животными. Любой человек, кроме Мэри. И я тогда сделала вывод, что то, что взрослые не помнят (и я сейчас), не значит, что этого нет. Они просто разучились видеть, слышать и понимать. И сразу стало легче;-)
Сейчас, когда мой сын начинает рассказывать какие-то небылицы, я внимательно слушаю... И ты знаешь... кое-что он говорит в точности, как я... значит, это было! Ведь не могут же люди придумать одно и тоже с разницей в 30 лет!

Так можно перепостить?

Date: 2012-11-25 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] zmeyka-taya.livejournal.com
Не помню где герой боялся картин Босха потому, что там грешники не сопротивлялись, а спокойно шли мучиться, в котлы, под пилы, в пасти. Вот "Черная курица", я сейчас понимаю, меня пугает тем же. Есть такое сленговое слово - терпилы, так вот они там все - терпилы, просто пропитано все мазохизмом. Все бледные, покорные и со скрытым сладострастным удовольствием идут страдать.

Date: 2012-11-25 09:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mashkarik.livejournal.com
Для меня "Черная курица" это еще история про то, что слова могут разрушить любое волшебство.
А с окружающими взрослыми мне очень повезло. По крайней мере, когда я сказала маме, как из лампы из-за моего взгляда начала вылезать голова мужчины, превратившаяся затем в волка, она не стала даже спорить со мной. Кстати, я очень хорошо помню себя в детстве, поэтому до сих пор уверена, что мне это не приснилось. И до сих пор уверена, что эта голова вылезла из лампы лишь для того, чтобы я наконец закрыла глаза и заснула.

Date: 2012-11-25 09:36 pm (UTC)
From: [identity profile] sampo-jolff.livejournal.com
Спасибо за этот пост...
Очень многое "зацепил"...
"Черная курица" -- это очень "моя" книга... не могу сказать -- судьбоносная, но совершенно точно -- угадавшая меня в детстве.
Правда, для меня это -- не история столкновения с тайным миром. А наоборот: я себя всегда чувствовала тем самым подземным жителем и подземным миром, который в кои-то веки законнектился с миром "большим", миром "внешним"... пустил было корни, сам пустился в рост... И только все стало налаживаться, только появилась надежда, что этот твой мир разделят -- как вдруг (опять, опять!) все сорвалось. И опять -- надо прятаться, мимикрировать, убегать... И чувство вины при этом зашкаливающее -- потому что надо же себе объяснить этот ряд неудач хоть чем-то.
В "Путешествии Нильса" С.Лагерлеф есть один очень похожий -- ощущенчески -- эпизод, с подводным городом Винеттой. Город раз в 100 лет появляется на поверхности -- ради того, чтобы его расколдовали, чтобы человек из "внешнего" мира смог удержать его. И каждый раз это срывается... Возможно, потому что город -- прОклятый.

Date: 2012-11-25 10:17 pm (UTC)
From: [identity profile] salut.livejournal.com
О. Спасибо за вторую фразу. Согласна, разумеется.

Date: 2012-11-25 10:24 pm (UTC)
From: [identity profile] salut.livejournal.com
Я именно к тому, конечно же, что для того, чтобы получить подарок феи и не погубить себя (и фейри как часть себя, как один из своих выборов) - его нельзя выпрашивать или требовать, его вообще по хорошемуне стоит представлять себе в подробностях... Фейри это границы человека, каждый контакт это прорыв границы, выход на границу, взаимодействие с нею... Тот, кто пытается вместо изучения границ рисовать их поверх там, где ему надо, неизбежно умаляется, заковывает свои двери в кандалы и вынуждает их уйти глубже.

Date: 2012-11-25 11:19 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
вот это как раз совсем-совсем не странно - разве ж они когда-то куда-то девались :))

Date: 2012-11-25 11:21 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
а он есть? :)
тут очень простая проверка, чтобы не нарываться: не торговаться. ни с какой стороны. торговля при служении - верный признак лукавого.

Date: 2012-11-25 11:22 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
ну вот я выше написал: условие одно, не торговаться. и все получится.

Date: 2012-11-25 11:22 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
можно, конечно :)

Date: 2012-11-25 11:23 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
э-э, это неожиданное прочтение :)
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>
Powered by Dreamwidth Studios