a_str: (Default)
[personal profile] a_str
Смотрю "Подстрочник", вернее даже - слушаю, это ведь монолог, один огромный монолог, ровным голосом с доброжелательными, веселыми интонациями о довольно-таки жутких вещах, репрессии и аресты - это ладно, этому, в конце концов, еще множество источников, а вот бытовые подробности-то, милейшие просто (мне квартирная хозяйка сказала, ты каждый день будешь дарить мне какую-то свою вещь, как это, говорю я, а когда вещи кончатся, - тогда ты уедешь)  - и вот я слушаю ее, слегка грассирующую, с часто "французскими", неправильными ударениями, и думаю - лексика.
Лексика. То, как человек говорит, то, как он формулирует, то, как из него исходит оформление мысли в слова, вербализация как сакральный жест, такой же емкий, как письмо или чтение.
Лексика определяет человека даже сильнее, чем любовь к горячей воде.
И вот еще что: до пяти лет в Германии, до четырнадцати - во Франции. Почему мне кажется, что в этом - если не половина, то очень много? Каждая прожитая страна, каждый даже прожитый другой город - это слой. Никакими другими силами, похоже, не наращивается глубина.
Ладно, вырасти на границе между морем и сушей тоже очень неплохо.
Но вот москвичи, например, дорогие мои, как же вы? Те, которые никуда не ездят, разве что в отпуск? Ведь у вас даже моря нет.
 

Date: 2010-07-15 03:59 am (UTC)
From: [identity profile] reanstrain.livejournal.com
в Питере тоже нет.

Date: 2010-07-15 04:00 am (UTC)
From: [identity profile] reanstrain.livejournal.com
предвосхищая следующий комментарий: это ж разве море.
я серьёзно. после Балтики и Тихого океана как-то не-а. Азовское море, на берегу которого я два года прожил, и то с натяжкой морем можно назвать.

Date: 2010-07-15 04:05 am (UTC)
From: [identity profile] yettergjart.livejournal.com
Да, очень цепляет мысль про лексику, надо будет подумать. = Да и о связи перемены мест и глубины - цепляет (а меня эта тема так даже и вовсе мучает: недоездивший, недоскитавшийся, недозатерявшийся в пространствах - как вот я - он тем самым и недочеловек; важного человеческого урока не отработал, мнится. И да, да, наращивание глубины...) = Чем остаётся добирать? Средствами, претендующими на универсальность: чтением и воображением.

Date: 2010-07-15 04:06 am (UTC)
From: [identity profile] yettergjart.livejournal.com
...а море приходится заменять небом. Ну, ещё распахнутыми внегородскими пространствами, хотя это уже не совсем то, здесь нет должной степени инородности - но всё-таки.

Date: 2010-07-15 04:11 am (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
да так как-то всё...

Date: 2010-07-15 04:15 am (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
тут дело не в глубине залива и даже не в солености воды. тут дело в островах. совершенно иначе все.

Date: 2010-07-15 04:17 am (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
вот мне кажется, что не добирается. что чтение и воображение тоже в зависимости, ну либо читать тогда необходимо только в оригиналах, потому что язык есть язык, это тоже перемена участи.

Date: 2010-07-15 04:21 am (UTC)
From: [identity profile] yettergjart.livejournal.com
Да и мне так подозревается - недаром такая тоска по другим пространствам и ими задаваемым состояниям. Да, да, вот про языки тоже очень правильно: именно в них мы "меняем души, не тела". Этим, кстати, тоже "добирается" отчасти.

Date: 2010-07-15 04:22 am (UTC)
From: [identity profile] yettergjart.livejournal.com
...только не ТОЛЬКО в оригиналах, но И в оригиналах ТОЖЕ, - потому что опыты разных состояний своего языка / своих языков тоже растят.
Edited Date: 2010-07-15 04:22 am (UTC)

Date: 2010-07-15 04:23 am (UTC)
From: [identity profile] sirelda.livejournal.com
вот оттуда и берется рефлексирующая интеллигенция! =))) ширина кругозора заменяется глубиной... точнее, псевдо-глубиной, потому что человек не смотрит никуда, кроме как в себя - а "я сам" достаточно узкая и плоская картина, если нет всего остального...и каждое дуновение воздуха превращается в Ммировую Катастрофу.

Date: 2010-07-15 04:30 am (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
да нет, я думаю, рефлексирующая интеллигенция берется не оттуда.
ширине кругозора грош цена без глубины.

Date: 2010-07-15 04:43 am (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
ну, скажем так: существуют переводы, которые настолько хороши, что могут рассматриваться уже как нечто вполне самоценное. но вот после них как раз более всего необходимо читать оригинал, потому что, прямо скажем, разница огромна. но таких переводов не очень много. опыт разных состояний своего языка гораздо лучше (ну, на мой взгляд) берется из смены направлений в своем же языке - с течением времени. и вот это хорошо бы пробовать на вкус и чуять, лучше даже, чем переводы, а то я тут в одном обсуждении наткнулся на всерьез утверждаемую близость Булгакова и Набокова - в стиле и языке. как будто действительно язык ушел настолько далеко, что из них двоих можно уже образовать единый остров.
точно так же, девять из десяти, увидев черно-белую графику в стиле модерн, помянут Бердсли, практически как черта, как будто ни Робинсона, ни Аннигбелла - уже и не существует.

Date: 2010-07-15 05:04 am (UTC)
From: [identity profile] redtigra.livejournal.com
о, ты добрался! ура!

Date: 2010-07-15 05:07 am (UTC)
From: [identity profile] reanstrain.livejournal.com
хотел сказать: кому вообще нужны какие-то острова, когда есть большая вода?
но, выходит, что кому-то всё-таки нужны, вот как. )

Date: 2010-07-15 05:45 am (UTC)
From: [identity profile] ait.livejournal.com
Я "Подстрочник" не смотрел (горе мне), а читал (Дорман правда утверждает, что примерно треть материала в книге не попали в фильм. т.е. было отснято, но не смонтировано по разным причинам)

Она абсолютно невероятная. На печатном листе чистота и структурированность мысли и речи поражают. Ну и материал, конечно.

Date: 2010-07-15 06:03 am (UTC)
From: [identity profile] silna.livejournal.com
слушай, я тут второй день тоже её смотрю-слушаю

мне еще очень в этой связи думается про последствия сделанных выборов и принятых решений.
вот не вернулся бы папа в союз, и осталась бы тогда семья в германии
или остались бы у бабушки в палестине
или уехали бы в америку
или остались бы в париже
какие были бы совсем другие жизни у них

а еще про то, какая активная и творческая мама у нее
и дружбы эти крепкие через всю жизнь пронесенные

Date: 2010-07-15 06:19 am (UTC)
From: [identity profile] geardagum.livejournal.com
еще как нужны, и совсем не бороборо или еще какой райский уголочек для гедонистов, а самый непритязательный, допустим на Днепре )

Date: 2010-07-15 06:32 am (UTC)
livelight: (Default)
From: [personal profile] livelight
Да что там язык... Вот я сказал бы, но... кто-то другой сказал бы: "я сказала бы". И я чую, что тут много интересного, а кто-то это же - видит.
Даже вообще никуда не выезжая, можно найти много других вселенных, и не только языковых.

Date: 2010-07-15 06:41 am (UTC)
From: [identity profile] ukiriki.livejournal.com
вот. некоторые и в отпуск не ездят, потому что всегда используют шанс сюда сестру привезти. А очень, очень уже хочется.

Date: 2010-07-15 07:28 am (UTC)
From: [identity profile] nach-berlin.livejournal.com
интересно, много ли коренных москвичей на самом-то деле прочитает это?

Date: 2010-07-15 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] annamarta.livejournal.com
*подумав* пожалуй, я согласна с тем, что глубина и многослойность личности очень сильно завязана на его личную географию и географию его семьи.
а поскольку живу под боком у Москвы, то воспринимаю твой последний вопрос и как адресованный мне тоже. и отвечая на него, могу сказать: с двух до пятнадцати каждое лето в Ленинграде с мамой, музеи-улицы-острова, плюс Крым или Анапа, т.к. нужно было закаляться :) с 17 работа, и там, к моему великому счастью, случались командировки - по России и за границу. тот же Питер, Нижний, Казань, города Золотого кольца. и Индия, Франция, Англия, Испания, Италия -- я вообще здорово расширила свой личный кругозор за счет необходимости написать о чем-то конкретном. и, конечно, Швеция, в которую я всегда стремилась, и прикосновение к которой очень много мне дало и многому научило.
впрочем, мне кажется, не менее важным "мерилом" "глубины" является знание своего города. любой Город многослоен, и Москва не исключение. и ее присутствие в моей жизни -- лично для меня такой же шанс на формирование словаря, как и любой другой город. но с морем, конечно же, было бы проще :)

Date: 2010-07-15 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] dark-hunter.livejournal.com
"Каждая прожитая страна, каждый даже прожитый другой город - это слой. "

Угу.
Именно поэтому мне всегда казалось, что бессмысленно ездить в какой-нибудь город на пару дней, разве что у этого города полторы улицы и из достопримечательностей - почта и пруд с гусями. Да и то, все равно под вопросом. Во всех остальных городах надо жить - месяц, два, три. Заниматься повседневными делами. Покупать продукты на рынке, с трудом изъясняясь на малознакомом языке. Пробовать на вкус названия парков и пригородов. Привыкать к тому, что контуры зданий на закате образуют совершенно другой силуэт. И так далее.

А приезжать на традиционные туристические пару дней - все равно, что знакомиться с новым человеком, точно зная, что на общение у вас двадцать минут. То есть тоже может получиться интересно, в принципе, но чего-то важного - не хватает.

Date: 2010-07-15 11:39 am (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
ага-а.
потом почитаю еще. все-таки сеть при умелом обращении гораздо более благо, чем зло :)

Date: 2010-07-15 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
ну, там у мамы, кажется, как раз был не столько выбор, сколько его бесконечная возможность - и не использование этой возможности :)
вот это кажется мне сейчас еще интереснее, чем сделанный выбор. предоставление самой возможности выбирать - и то, насколько такая возможность меняет человека.

Date: 2010-07-15 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
тогда надо брать сестру подмышку и ехать с ней к морю!:)

Date: 2010-07-15 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
ну вот кстати поездки по работе - это совсем, совсем иначе, чем поездки отдыхать или любопытничать чисто туристически.

москва - сильно пограничное место, да. но _неочевидно_ пограничное. в общем, чтобы начать брать и у нее тоже, лучше все-таки изначально да, к морю :)

Date: 2010-07-15 11:59 am (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
тут, наверное, очень много зависит от постановки себя.
как турист ты приезжаешь - или как пожиратель пространства :)
или, может быть, навык приезжать навсегда, когда приезжаешь на три дня - вырабатывается с практикой. во всяком случае, я знаю таких практикантов :)

Date: 2010-07-15 12:29 pm (UTC)
livelight: (Default)
From: [personal profile] livelight
"Неиспользование возможности выбора", а также откладывание её до лучших времён - это точно такие же возможности, среди которых можно выбирать наравне с возможностями, предоставленными явно.

Date: 2010-07-15 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] dark-hunter.livejournal.com
Ну, не знаю, тут у каждого свое, конечно. И большинству - хоть туристам, хоть пожирателям пространства - пары дней обычно хватает, факт. А вот мне кажется, что по-настоящему уносишь в себе то место, где побывал, только тогда, когда невольно начинаешь говорить - и думать - с местным акцентом. Причем не только фонетическим, но и смысловым. Потому что в любом другом случае уносишь впечатления, память о месте, а в этом - необратимо измененную часть себя.

Допускаю, что это исключительно моя специфика - весь остальной мир ведь обычно ездит как раз на пару дней, и всем хватает. Но все равно, слишком хорошо понимаю, что "до пяти лет в Германии, до четырнадцати - во Франции" совсем-совсем, даже близко не идентично трем дням в париже и неделе еще где-нибудь. Время - материя, которую невозможно подделать.

Date: 2010-07-15 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
конечно.
просто акцент этот с каждым разом появляется все раньше. и в то же время у меня вот (и не только у меня) - все меньше очевидная принадлежность к чему-то конкретному. хотя, может быть, это еще переменится.

Date: 2010-07-15 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
с самим фактом того, что да, это так, я не спорю.
но у меня ощущение, что он здесь не значим. я о другом немного.

Date: 2010-07-15 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] yettergjart.livejournal.com
Вообще да, правда: сравнивать подлинник и качественный \ самоценный перевод - это отдельный опыт.

Date: 2010-07-15 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] reanstrain.livejournal.com
поверьте, я тоже в нескольких местах жил, просто острова — это не моё. ;)

Date: 2010-07-16 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] prikhodko.livejournal.com
А что москвичи? :)
Москва - порт пяти морей, у нас тут другая водица есть, озера опять же, каналы, Серебряный бор. Сейчас каждый метр около любого водоема на вес золота - как на китайских пляжах :) Простор и ощущения конечно же не те, но почему же не поехать в отпуск на море?

Date: 2010-07-16 07:41 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
я не о воде :)
я о пересечении границ.

Date: 2010-07-16 07:42 pm (UTC)

Date: 2010-07-20 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] dscheremet.livejournal.com
В моей Москве (а я до 20 что ли лет жил там) очень много воды

Дом родителей – на Канале, по льду на лыжах ходили до Химкинского водохранилища; дом бабушки – у покровско-стрешневских прудов, где даже острова были: плавали к ним со школьным товарищем на плоту

Но море всё равно – потайной смысл любой поездки

September 2020

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516 171819
20212223242526
27282930   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Powered by Dreamwidth Studios