a_str: (Default)
[personal profile] a_str
Если молчание - не принятый обет, если это не решение - не жертва, огромная жертва во имя другой коммуникации (а ни ради чего другого такой обет не имеет смысла), то это молчание - знак отмирающий. Жаль, что его не существует, он означал бы эдакую нисходящую интонацию, заглушение голоса, тише, тише, невнятнее, вообще не разобрать.
Вы, не говорящие. Вы, ждущие удобного момента, озарения, пришествия муз, выгодного фрахта. Знайте: другого случая не будет. На каждую фразу в вашей жизни отведено одно конкретное место, и если она не сказана, не вынута из прото-бульона звуков и смыслов, она больше не появится никогда. Вам не удастся сформулировать эту же мысль лучше. Может быть, удастся сформулировать другую мысль, и, может быть, эта формулировка будет великолепна, но откуда вы знаете, как прекрасна она была бы, если бы та, первая мысль не умерла с тихим шипением спички, погруженной в воду? Любые записи, любые умозаключения, любая коммуникация - следствие всех ваших (и не только) записей, умозаключений и коммуникаций, которые были перед тем. И если чего-то недостает, то чего-то недостает навсегда. И неизвестно, возможно ли это наверстать. Улучшить качество - точно невозможно.
Эта штука не просто хиреет без практики. Она вырождается.
Я скажу, почему я вдруг взялся все это записывать. Я внезапно обнаружил (sic!), что с возрастом все спонтанные реакции человека - если только он не тренирует свой аппарат восприятия и формулировок каждый божий день, - так вот, все спонтанные реакции человека с возрастом стремятся выродиться до двух:

Боже, какая прелесть (пусечка, лапонька, какие котятки, ах, а какой ангелочек ты была в пять лет, лошадки, пейзажик, ну прелесть, прелесть!)
и
Фу, что за ерунда (это какой-то идиотизм, отвратительная система, вот же дурь, я знаю лучше, как же они все не правы!)

При этом, если потратить какое-то время, взять человека за пуговицу и убедительно попросить - ну, пожалуйста, что-нибудь еще, кроме умиления и "эти люди не правы, я точно знаю", - скорее всего, человек напряжется и выдаст что-нибудь еще.
Но чем больше он молчит или говорит с телевизором, тем тяжелее ему будет.
Чем меньше тренируется эта мышца - я увидел вот это и я могу описать это вот такими словами, - тем чаще возникает экран "пусечки" или "хочу знать, что я прав", что, в общем равносильно полному равнодушию и невосприимчивости. Когда этот экран заслонит все, вам будет вообще нечего сказать, даже если в юности вы слыли вундеркиндом от литературы или коммуникации.

Беда заключается в том, что две данные реакции вовсю лоббируются, знаете ли.  Да и  авторы  смотрят  примерно в ту же сторону -  реакции-то хочется.  А эту конкретно реакцию вызвать легче всего. 

Говорите, говорите все, что у вас есть, даже если вы это запишете и потом сожжете - это тренинг.  И этого тренинга  должно  быть много. Говорите все, что придет в голову. (Хотя все-таки лучше избегать тем "пусечки" и "какие все дураки", хотя бы первые десять лет вашей карьеры по имени Семь тысяч часов.)
Один раз несказанное, оно останется несказанным навсегда.
Второго шанса не будет.
И я не только про текст. Я про коммуникацию вообще. Но это - еще тяжелее, так что бог с ним.

Date: 2009-11-11 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] annamarta.livejournal.com
спасибо! полностью согласна и как раз сегодня много об этом думала. это действительно работает: как только впадаю в инертность, перестаю тренироваться, не только умение формулировать, коммуницировать, но и желание начинают резко бледнеть, деградировать и вдруг казаться необязательным, менее_нужными

Date: 2009-11-11 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
ну вот ты знаешь, да.

Date: 2009-11-11 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] ukiriki.livejournal.com
..и вырвет золотыми монетками!

*я люблю Вита Ностру*:)

Date: 2009-11-11 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
не читал :)

Date: 2009-11-11 08:08 pm (UTC)
From: [identity profile] nelka35.livejournal.com
*сначала написала "да уж, действительно... :)", потом подумала и стёрла. потом подумала ещё раз и решила, что зря стёрла.* :)

Date: 2009-11-11 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] nixe.livejournal.com
Вы очень - за неимением других слов в связи с деградацией разума - хороший.
Даже если сию секунду кажется, что это не про меня, восхищает точность формулировок похожая на "если б мне когда-нибудь пришлось говорить об этом, пришлось бы цитировать, не иначе, ведь точней не сказать".

Date: 2009-11-11 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
*с широким жестом*
цитируйте! :)
цитата - зло, но меньшее, чем молчание.

Date: 2009-11-11 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] liza-bam.livejournal.com
куда же девался вопрос о "зачем ты пишешь"?
И что случилось с " можешь не писать-- не пиши"?

Date: 2009-11-11 07:50 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
а как ты думаешь, куда оно делось?

(no subject)

From: [identity profile] liza-bam.livejournal.com - Date: 2009-11-11 08:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-str.livejournal.com - Date: 2009-11-11 09:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] liza-bam.livejournal.com - Date: 2009-11-11 09:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-str.livejournal.com - Date: 2009-11-11 11:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] liza-bam.livejournal.com - Date: 2009-11-11 11:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-str.livejournal.com - Date: 2009-11-12 12:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] liza-bam.livejournal.com - Date: 2009-11-12 12:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] redtigra.livejournal.com - Date: 2009-11-12 08:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] liza-bam.livejournal.com - Date: 2009-11-12 08:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tashnot.livejournal.com - Date: 2009-11-12 09:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-str.livejournal.com - Date: 2009-11-12 09:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tashnot.livejournal.com - Date: 2009-11-13 01:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-str.livejournal.com - Date: 2009-11-13 10:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chenikh.livejournal.com - Date: 2009-11-12 11:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-str.livejournal.com - Date: 2009-11-12 11:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chenikh.livejournal.com - Date: 2009-11-13 12:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-str.livejournal.com - Date: 2009-11-13 12:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chenikh.livejournal.com - Date: 2009-11-13 12:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-str.livejournal.com - Date: 2009-11-13 12:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] svinxa.livejournal.com - Date: 2009-11-13 11:45 am (UTC) - Expand

Date: 2009-11-11 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] chenikh.livejournal.com
я не то чтобы оправдываться, просто для понимания, что ли. вот в моем конкретном случае "молчание" равно примерно невыкладыванию в жж. то есть, я реально немного кокетничаю, когда говорю, что не пишу, не пишу. пишу, только никто этого не видит. потом стираю, потом снова пишу и снова стираю... это меня Свинкса подтолкнула, чтобы я уже какой-нибудь текст выложила - я не выдержав, ей пронылась.

и это был подвиг с моей стороны не меньший, чем само выкладывание, кстати. потому что это именно - именно! - проблема коммуникации. я тут так, видите ли, живу: мне за девочковое или там за домашнее не с кем практически разговаривать. что там говорить о важном (вот смеюсь: весной после трехдневного полного молчания с вороной разговаривала, перещелкивались мы и пересвистывались, познавательный диалог вышел)

я не жалуюсь, мне многообщения никогда не надо было, но некоторые вещи никогда не поймешь, если их не проговорить с кем-то вне себя. при этом не всякую вещь можно сказать в принципе. и не всем доверяешь. и не все понимают. а о некоторых вещах ты по определению знаешь лучше и никто не поможет, а только еще и хуже сделает. и молчание - внешнее не самая страшная вещь, мне кажется. и написанный внутри себя текст иногда не хуже опубликованного. заодно и реакции ничьей не ждешь.

сейчас отправлю, перечитаю и пойму, что наговорила глупостей. проблема коммуникации в цвет =)

Date: 2009-11-11 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] chingizid.livejournal.com
миленький чених,
судя по тому, какие Маши в итоге вышли из этого "пишу-стираю", не-молчание вышло невероятно плодотворное.
я хочу сказать, что коммуникация со мной-читателем у тебя-автора получилась прям до неба. а за мной-читателем ой как побегать надо, я в этом смысле то еще говно балованое.

и я хочу сказать (это очень важно) - если уж получилась тут, значит процесс выправления коммуникационных затыков пошел, потому что процесс единый, хоть и разные скорости на разных фронтах, и разные с ним сводки.

ты не представляешь, какая это радость - видеть, как из кокона ЛЕЗЕТ ЧТО-ТО НОВЕНЬКОЕ :)))

(no subject)

From: [identity profile] chenikh.livejournal.com - Date: 2009-11-11 11:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-11-11 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
ну, кстати, я не призываю непременно к выкладыванию в жж. хотя рано или поздно надо выводить черепашек к воде.
но тут самое главное - чтобы эти черепашки БЫЛИ.

(no subject)

From: [identity profile] chenikh.livejournal.com - Date: 2009-11-11 11:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-str.livejournal.com - Date: 2009-11-12 12:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chenikh.livejournal.com - Date: 2009-11-12 12:26 am (UTC) - Expand

Date: 2009-11-11 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] pta-ipm.livejournal.com
вот под мириадами этих ежедневных попыток самовыражения мы все и утонем, и погибнем, и будем завалены насмерть в этом самом интернете...
не надо ничего писать. думать - надо. :-)

Date: 2009-11-11 07:52 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
слушай, ты правда гибнешь под попытками самовыражения? :)
вот не верю.

(no subject)

From: [identity profile] pta-ipm.livejournal.com - Date: 2009-11-12 05:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-str.livejournal.com - Date: 2009-11-12 10:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pta-ipm.livejournal.com - Date: 2009-11-12 06:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-str.livejournal.com - Date: 2009-11-12 10:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pta-ipm.livejournal.com - Date: 2009-11-14 10:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-str.livejournal.com - Date: 2009-11-14 12:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pta-ipm.livejournal.com - Date: 2009-11-14 12:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-str.livejournal.com - Date: 2009-11-14 06:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pta-ipm.livejournal.com - Date: 2009-11-14 08:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-str.livejournal.com - Date: 2009-11-14 09:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] redtigra.livejournal.com - Date: 2009-11-11 08:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pta-ipm.livejournal.com - Date: 2009-11-12 05:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] redtigra.livejournal.com - Date: 2009-11-12 10:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pta-ipm.livejournal.com - Date: 2009-11-12 06:36 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-11-11 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
1) Всё несколько проще. С возрастом человек либо умнеет, либо глупеет. Исключений - выходящих на плато или осциллирующих - мало.
2) Чтобы не глупеть, не обязательно создавать тексты. Способов мышления много, любой годится. Когда лень думать, тогда плохо. Когда лень записывать, может, ничего страшного.
3) Коммуникация у одних состоит в оттачивании формулировок, у других в повышении восприимчивости к чужому сообщению, у третьих в третьем. Более того, я знаю очень умных людей с плохо развитой коммуникацией. У них хорошая коммуникация с самими собой, и бывает, что стоит попытаться понять их мысль, даже если она плохо выражена.
4) Невысказанное слово не обязательно пропадает. Оно скрывается внутри и когда-нибудь всплывает уже изменённое.

Date: 2009-11-11 07:54 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
ну, это, в сущности, к коллегам более всего было обращение.
уже пишущим, но в затыке - по тем или иным причинам.
а заодно и ко всем, кому это может быть необходимо как стимул (заостренная палочка).
а кому это не будет стимул, тот и не шевельнется, дело такое.

Date: 2009-11-11 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] olga-nebel.livejournal.com
как прекрасно то, что ты написал. и как оно прекрасно легло для меня на сегодняшний день. спасибо!

(no subject)

From: [identity profile] olga-nebel.livejournal.com - Date: 2009-11-11 07:56 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-11-11 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] chingizid.livejournal.com
я почти не по теме,
но как же прекрасно было - открыть эту твою запись и одновременно почту, и обнаружить там свежайший спам, в теме крупными буквами: "ГОВОРИ С ВЫГОДОЙ!"
:)))

Date: 2009-11-11 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
следующий спам будет "ХВАТИТ УЖЕ РАЗГОВАРИВАТЬ С ВЫГОДОЙ!" :))

(no subject)

From: [identity profile] chingizid.livejournal.com - Date: 2009-11-11 08:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-str.livejournal.com - Date: 2009-11-11 09:02 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-11-11 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] zhem4uzhinka.livejournal.com
Спасибо вам большое

Date: 2009-11-11 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] nelka35.livejournal.com
спасибо. то, что надо было.
а то я, когда писала раньше, писала уже финальный вариант. и когда писала и "не то!", стирала сразу. а надо писать и это. и когда совсем ничего не получилось - окэй, выкинуть, тренинг. а когда чем-то нравится - пусть хоть тем, что связный - показать и посоветоваться - "что здесь так и что не так?" да?

Date: 2009-11-11 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
тут я только за себя говорить могу - а у меня уже все-таки какой-никакой опыт.
у меня есть очень злой критик - действительно очень злой. и если я предполагаю, что текст хоть сколько-нибудь публичен, или будет таковым, я показываю.
правда, не спрашиваю, что не так.
я спрашиваю - что ты прочел.
и если то, что прочел мой критик, совпадает с тем, что я писал, то с этим можно работать дальше.
я, когда пишу, не могу вот так вот сразу сказать - не то. меня несет сам вал текста какое-то время. а потом - месяц спустя, или два, или даже год - все равно все проступает.

(no subject)

From: [identity profile] redtigra.livejournal.com - Date: 2009-11-12 12:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nelka35.livejournal.com - Date: 2009-11-12 01:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-str.livejournal.com - Date: 2009-11-12 03:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dark-hunter.livejournal.com - Date: 2009-11-12 05:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-str.livejournal.com - Date: 2009-11-12 07:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dark-hunter.livejournal.com - Date: 2009-11-13 07:55 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-11-11 11:33 pm (UTC)
From: [identity profile] dinni.livejournal.com
Спасибо. Кажется, ко времени. Я буду это думать и пытаться делать. *настороженно перечитывает комментарий, путаясь найти "пусечку"*

Просто ненаписанные мною в последнее время посты и комменты исчисляются десятками; а тексты, которые я пишу, не годятся даже для мусорного ведра, кажется.

Date: 2009-11-12 12:10 am (UTC)
From: [identity profile] redtigra.livejournal.com
"Бартлби и компания". Ничего лучше на эту тему я не читала не то что последние годы, а вообще никогда. Очень... перетряхивает.

(no subject)

From: [identity profile] dinni.livejournal.com - Date: 2009-11-13 05:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-11-12 12:39 am (UTC)
From: [identity profile] yaker.livejournal.com
Интересно, но сумбурно. Непонятно с первого прочтения, плохо понятно со второго. Но интересно. Спасибо.

Date: 2009-11-12 10:35 am (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
я рад, что вы справились, но больше не нужно сообщать мне только об этом.

Date: 2009-11-12 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] kattrend.livejournal.com
Знаешь, я вот не представляю себе молчания вообще, кроме как в качестве жертвы.

Другое дело, если это пауза. Мне вот паузы нужны, потому что ожидание должно исполниться. Но это не молчание, это внутреннее проговаривание перед тем, как оно готово будет улечься на экран. С вещичками ровно та же фигня: когда она уже построилась в голове, сделать вещь любой сложности - никакой сложности не представляет.

А полное молчание - это точно жертва. Ради коммуникации с самим собой, или ради ненарушения шаткого равновесия с миром - в общем, обязательно зачем-то. Друиды вон, говорят, ничего не записывали, чтобы случайно не закрепить мир в статичном положении :)

Date: 2009-11-12 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
ну, кэти, я полагаю, ты все-таки хотя бы понаслышке знаешь, о каком молчании я говорю :)
я долго учился и наконец выучился - не требовать с людей того, что могу сам. ты знаешь, очень помогает в повседневной жизни :)
а про тебя и твои паузы я догадываюсь.
я даже догадываюсь про свои паузы, хотя было такое, и не один раз, что, построив все идеально в голове, я отказывался делать вещь в реальности, потому что - а зачем, она уже есть, и идеальна, а начну воплощать, так будет еще что-нибудь где-нибудь с заусенцами.
и вот это - уже не пауза. это и есть знак отмирающий.

(no subject)

From: [identity profile] kattrend.livejournal.com - Date: 2009-11-12 06:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-str.livejournal.com - Date: 2009-11-12 10:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kattrend.livejournal.com - Date: 2009-11-12 10:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-str.livejournal.com - Date: 2009-11-12 10:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nelka35.livejournal.com - Date: 2009-11-12 01:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-str.livejournal.com - Date: 2009-11-12 03:05 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-11-12 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-stone.livejournal.com
огромное Вам спасибо за текст.

Date: 2009-11-12 01:26 pm (UTC)
From: [identity profile] onza.livejournal.com
Вот если еще оттолкнуться от самого факта непроизнесения, то может получиться интересная причина - (не)готовность окружающей аудитории. Я про то, что мы говорим, как правило, с желанием быть понятыми и услышанными. А когда в ответ получаешь два варианта, уси-пуси и нунафик, то, соответственно, и говорить начинаем амебными тезисами.
Самые качественные тексты во мне рождались в процессе диалога по крайней мере с собой, со своими снами или правильными собеседниками извне. Когда внешняя аудитория сокращается до простейшего, а внутренняя слабовольно идет по пути лени, то и тексты становятся простейшими. Можно конечно попробовать стимулировать внутреннюю аудиторию и создавать из себя самого благодарного слушателя и спорщика... Наверное, это и есть самый правильный выход абстрагирования от внешних зависимостей.

Date: 2009-11-12 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
после выхода на определенный уровень "правильных" собеседников извне практически не остается. собственно, я подозреваю, обеты молчания принимались именно поэтому. что извне - не идет, а с тем, с кем идет, слова не то что необязательны, а и мешают часто.

(no subject)

From: [identity profile] onza.livejournal.com - Date: 2009-11-12 03:25 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-11-12 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] tashnot.livejournal.com
С одной стороны, вы абсолютно правы, как-то все больше и чаще становиться ненужным писать и ращговаривать, все, кто понимают, знают и без нас, все, кто не понимает, скорее всего не поймут, а если поймут, то не надо им портить их пути своими подсказками, но при этом сам навык теряется и сходит на нет.
С другой стороны, плодить чрепашек ради того, чтобы плодить? Процесс ради процесса???

Date: 2009-11-12 10:09 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
плодить черепашек ради самих черепашек.
они, если живые, так потрясающе бегут к воде и плывут, что дух захватывает.

(no subject)

From: [identity profile] tashnot.livejournal.com - Date: 2009-11-13 01:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-str.livejournal.com - Date: 2009-11-13 10:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tashnot.livejournal.com - Date: 2009-11-14 01:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-str.livejournal.com - Date: 2009-11-14 06:32 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-03-15 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] molcha.livejournal.com
вот кстати мой племянник, которому 21, делит мир на "это гениально" и "это говно". так что это не только "с возрастом", к сожалению.

Date: 2010-03-15 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] a-str.livejournal.com
в 21 это еще может быть поза. (ну, надеяться-то можно.)
Powered by Dreamwidth Studios